Николай Николаевич Рыбников. Часть 2
Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3.
Двадцатые годы в Малом театре были годами становления советского репертуара — старейший русский театр осуществляет одну за другой постановки пьес советских авторов. Начав с исторической драмы Луначарского «Оливер Кромвель», отдав дань революционной романтике («Железная стена» Рынды-Алексеева, «Иван Козырь и Татьяна Русских» Смолина, «Лево руля» Билль-Белоцерковского), Малый театр обращается к современным монументальным реалистическим полотнам.
В 1928 году Малый театр поставил пьесу Б. Ромашова «Огненный мост», в которой Рыбников играл роль Штанге — чекиста, солдата революции. Эта роль положила начало целому ряду образов, в которых Рыбников раскрыл лучшие черты характера советского человека — его несгибаемую волю, гуманизм, любовь к Родине, бесстрашие перед лицом смерти.
После Штанге он сыграл роль Андрея, председателя правления колхоза в пьесе К. Тренева «Ясный лог» — первой пьесе о социалистическом преобразовании деревни, затем Сташинского, врача партизанского отряда в инсценировке романа А. Фадеева «Разгром». Но в эти же годы Рыбников играет и другие роли, совершенно противоположные по характеру, — лакея Григория в «Плодах просвещения» Л. Толстого, наглого холопа, перенявшего все худшие черты паразитирующего барства, и негодяя Франца Моора в «Разбойниках» Шиллера.
В 1933 году Малый театр поставил пьесу Л. Леонова «Скутаревский», в которой Рыбникову была поручена главная роль. Перед актером стояла трудная задача — создать образ крупного ученого старой школы, человека глубокой мысли, нашедшего в себе силы переступить через предрассудки буржуазного общества, воспитавшего его, и отдать свой огромный опыт молодой республике Советов. И Рыбников блестяще выполнил ее — в его Скутаревском зритель находил черты таких людей, как Павлов и Тимирязев, с открытым сердцем принявших революцию и отдавших ей все свои знания, опыт и силы. Драматический образ Скутаревского артист поднимал до подлинного трагедийного звучания в сцене прощания с умирающим сыном.
Любопытно отметить, что в тот же сезон Рыбников играл роль прокурора Николая Скроботова во «Врагах» М. Горького, создав жуткий образ холодного убийцы, подводившего под виселицу лучших представителей рабочего класса.
Главным достижением Н. Н. Рыбникова была роль Богдана Хмельницкого в одноименной исторической пьесе А. Корнейчука, поставленной в сезон 1938/39 года. Отказавшись от романтизации образа, Рыбников создал исторически-конкретный образ вождя украинского народа, умудренного опытом, видящего далеко вперед.
Богатый жизненный опыт, наблюдательность и вдумчивость помогали артисту глубоко проникать в социальный смысл исторических явлений, придавать образам далекого прошлого психологическую убедительность и жизненную достоверность.
В роли старика Ванюшина в пьесе С. Найденова «Дети Ванюшина» Рыбников, расширяя рамки драматургического материала, поднимал частный случай — семью Ванюшиных — до широкого социального обобщения.
Роль старого унтера Грознова в комедии А. Н. Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше», игравшаяся талантливым артистом с трогательным юмором, также трактовалась им как типическое явление дореформенного прошлого России: отрицательные черты характера Грознова были не органической его сущностью, а тяжелым следствием долгой безрадостной жизни старого солдата.