menu-options

Николай Николаевич Рыбников. Часть 3

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3.
 

И тут же рядом — созданный в грозные годы Великой Отечественной войны образ талантливого полководца, бывшего участника гражданской войны, генерала Колоса в пьесе А. Корнейчука «Фронт». Скромный, но волевой человек, беззаветно преданный интересам рабочего класса, несмотря на свои седины, во время Великой Отечественной войны он мужественно встал на защиту священных рубежей своей Родины.

Но Н. Н. Рыбников был большим художником не только в ведущих ролях, он был великолепным мастером и в ролях небольших, которые иногда выпадали на его долю и которые он всегда делал глубоко запоминающимися и выразительными. Таков кулак Пшенцов, злейший враг колхозного крестьянства, в пьесе Ф. Панферова «Жизнь», таков и честный труженик, старик кузнец Нефедов, в пьесе П. Нилина «На белом свете». Каждый из этих, так непохожих друг на друга образов останавливал на себе пристальное внимание зрителей, был глубоко правдив и убедителен.

У этого большого актера были роли и не имевшие текста — Н. Н. Рыбников никогда не отказывался от них, находя и в них радость творчества — из малого создать большое. Молчаливая фигура Старика из застенка американской комиссии по перемещенным лицам («Тайная война» Михайлова и Самойлова). Какой холодной жутью веяло от этой чуть сгорбленной фигуры, как змея, неморгающим взглядом глядевшей на свою жертву. Актер не произносил ни слова, но зритель запоминал его наравне с ведущими исполнителями. Или князь Тугоуховский из бессмертной комедии Грибоедова, произносивший лишь нечленораздельные звуки. Н. Н. Рыбников давал острый, характерный рисунок роли. В этой развалине «времен Очакова и покоренья Крыма» зритель видел осколок разбитого вдребезги прошлого, вельможу екатерининских времен. Так лишний раз оправдывалось утверждение гениального А. П. Ленского, что нет маленьких ролей, а есть маленькие актеры. У большого художника сцены и маленькая роль заиграет всеми гранями его таланта, и Николай Николаевич Рыбников это блестяще доказал своим примером.

Тысячи людей видели Н. Н. Рыбникова-актера, но мало кто знал его как увлекательного рассказчика. Он много ездил по белу свету, и ему было о чем рассказать.

На отдыхе в любимом им Щелыкове (бывшей усадьбе А. Н. Островского) он часто собирал вокруг себя друзей и знакомых, а их у него было много — люди тянулись к нему. И эти беседы затягивались иногда далеко за полночь. Вспоминал ли он о городах Северной Америки или о знойном Каире, о пирамидах и сфинксах — рассказы его были всегда образны, раскрывали характернейшие черты того, о чем он говорил. Острая наблюдательность, помогавшая ему во всем увидеть и отобрать типические черты, была присуща Н. Н. Рыбникову не только как актеру, но и как рассказчику.

Один из крупнейших мастеров советского театра, Н. Н. Рыбников на протяжении всей своей творческой жизни много времени уделял общественной деятельности, большое место в которой занимало обслуживание частей Советской Армии. Нельзя не отметить работу Н. Н. Рыбникова и по организации периферийных профессиональных театров — он явился одним из организаторов и первым художественным руководителем Государственного драматического театра Мордовской АССР. За большую плодотворную работу в этом театре Н. Н. Рыбникову было присвоено звание народного артиста Мордовской АССР.

Придя в советский театр в период становления и утверждения советской драматургии, Н. Н. Рыбников был ее неутомимым пропагандистом, в ролях из советских пьес он достиг своих творческих вершин, и свою последнюю роль он сыграл в советской пьесе — роль Старика в пьесе Михайлова и Самойлова «Тайная война».

Н. Н. Рыбников был глубоко национальным актером, сумевшим с предельной глубиной и широтой раскрыть на сцене характер русского человека во всем его богатстве и многообразии.

Звание народного артиста РСФСР и два ордена Трудового Красного Знамени являются достойной наградой замечательного артиста Николая Николаевича Рыбникова, чье имя навсегда останется в истории советского театра как пример беззаветного служения своему народу.