menu-options

Николай Иванович Рыжов. Часть 2.

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.
 

Бабочкин решил спектакль, щедро использовав приемы народных комических представлений. Режиссер нашел единомышленников в лице художника Т. Ливановой, композитора Г. Фрида, а главное, в спектакле был собран превосходный актерский ансамбль, одно из первых мест в котором занимал Николай Рыжов. Рыжов тонко уловил новую режиссерскую интерпретацию комедии Островского с ее ярко театральной условностью. Его Амос Панфилыч Баоабошев — это сочетание пьяной одури и трезвого невежества, это олицетворение мира Барабошевых с его домостроевским укладом жизни, бессердечием, алчностью, деспотизмом.

Небезынтересно отметить, что в спектакле «Правда — хорошо, а счастье лучше» Николай Иванович предстал, если можно так сказать, в двух качествах — актерском и режиссерском. Б. А. Бабочкин привлек к режиссерской работе Рыжова не случайно. Мало кто так хорошо знает и чувствует природу драматургии Островского, как Рыжов.

В комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1923) молодой Рыжов создал озорной образ гусара Курчаева, а через двадцать два года, когда старейший русский театр вновь вернулся к этой пьесе, зрители увидели Рыжова, но уже в образе Городулина. Возмужал, окреп талант актера.

Кстати сказать, в этом спектакле, как и во многих других, Николай Иванович выходил на сцену вместе с Варварой Николаевной. Это был великолепный сценический дуэт матери и сына.

Говоря об образах, созданных Рыжовым в пьесах Островского, нельзя не сказать о его Лыняеве в комедии «Волки и овцы».

Впервые Н. И. Рыжов вышел на сцену в этом образе в сезоне 1944/45 года, а затем в возобновленной постановке 1962 года. Играть Лыняева после таких исполнителей, как М. М. Климов, К. А. Зубов, задача довольно трудная. Но Рыжов решил ее великолепно.

Николай Иванович играл Лыняева с подлинно комедийной легкостью и изяществом. Но за этой легкостью и изяществом ясно проступают обличительные ноты. Актер не боится безжалостно разоблачить своего героя. Перед нами предстает ленивый, безвольный, в сущности, совершенно никчемный человек. Вспомним знаменитые лыняевские слова, которые Рыжов произносит с легкой иронией: «Да разве кругом нас люди живут? Волки да овцы. Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать».

В спектакле «Лес», поставленном И. В. Ильинским к 150-летию А. Н. Островского, Рыжов сыграл помещика Милонова, одного из тех, кто столь безжалостно осмеян драматургом в его знаменитой комедии. Эта впечатляющая фигура стала живым воплощением самодовольной ограниченности и духовной скудости хозяев российской глухомани. Не отличаясь глубоким умом и не имея собственных убеждений, кроме врожденной уверенности в праве на богатство и власть, Милонов восторгается любыми поступками лицемерной помещицы Гурмыжской, впадает в экзальтацию от каждого ее слова. Но вольнолюбивый шиллеровский монолог в устах бродячего актера приводит его в смятение. И здесь любезный до приторности Милонов преображается на глазах. В гордых речах «маленького человека» он видит едва ли не призыв к бунту, и страх мешается в нем с озлоблением и желанием немедленно наказать «опасного смутьяна». В исполнении Рыжова этот образ приобретает явственную сатирическую окраску.