Николай Иванович Рыжов. Часть 4.
Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.
После памятной постановки 1926 года «Любовь Яровая» еще дважды появлялась в репертуаре Малого театра. И в обоих спектаклях снова был занят Н. И. Рыжов, играющий протоиерея Закатова. Образ, созданный им в нынешней постановке пьесы К. Тренева, не повторил того, что был показан актером двадцать лет назад. В ограниченном пространстве этой небольшой роли Рыжов нашел теперь новые подробности, останавливающие внимание зрителя. Но самая суть характера и отношение к нему остались прежними. Как и раньше, артист нетерпим к этому средоточию ханжества и малодушия, мелкой расчетливости и жестокосердия, едва прикрытых напускным благолепием священнослужителя высокого сана. Да и мог ли измениться в восприятии актера отец Закатов, именем бога благословлявший палачей своего народа, белогвардейских карателей?!
Актер с успехом выступал в пьесах Б. Ромашова, А. Корнейчука, Б. Лавренева, В. Гусева, Н. Погодина и других современных драматургов. И среди лучших ролей Николая Ивановича — Порываев в «Огненном мосте» Ромашова, Мотыльков в «Славе» Гусева, Лишев в «За тех, кто в море!» Лавренева. Сейчас Н. И. Рыжов играет роль колхозника Тимофея в спектакле «Беседы при ясной луне» В. Шукшина. Стихия народных характеров, чистого, образного русского языка произведений В. Шукшина близка Малому театру. Именно поэтому в спектакле так много актерских удач. В их числе и образ Тимофея. Несколько суровый на вид, немногословный, старый крестьянин в исполнении артиста подкупает обаянием большой трудовой жизни, мудростью, сердечностью. Актер создает узнаваемый, типичный образ русского колхозника.
Артист интересно интерпретирует роли и в пьесах западной драматургии. Одной из самых значительных работ Рыжова стал образ Джозефа Седли в «Ярмарке тщеславия» У. Теккерея (инсценировка и постановка И. В. Ильинского).
Ярким созданием Н. И. Рыжова была и роль Панкрата в «Касатке» А. Н. Толстого. Только в конце пьесы появляется этот старик — не то сторож, не то прислужник на пристани. Весь текст, вложенный в уста Панкрата, сводится к несложным, однообразным репликам вроде: «Чаю не желаете? Чайник вскипел». Можно было бы вовсе не заметить это эпизодическое лицо, но за роль взялся Николай Иванович Рыжов...
И снова обратимся к истории. Это было более ста лет тому назад. На сцене Малого театра отмечалось двадцатилетие творческой деятельности Н. И. Музиля — деда Н. И. Рыжова. В знак любви к своему другу и признания его таланта А. Н. Островский прислал Музилю кольцо с бирюзой.
Этот подарок стал семейной реликвией. Незадолго до смерти Н. И. Музиль подарил кольцо своей дочери В. Н. Рыжовой и ее мужу И. А. Рыжову.
Теперь кольцо на руке Татьяны Николаевны Рыжовой. Она получила его от своей прославленной бабки. Таким образом, эстафета театральной династии продолжается, продолжается служение родному искусству, советскому искусству, родному Малому театру.