menu-options

Самойлов Евгений Валерианович. Часть 3.

Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.

Поступками героев Самойлова руководят не личные, корыстные интересы, а благородные принципы, составляющие самую сердцевину их характеров. Старый кадровый офицер, майор Васин («Русские люди» К. Симонова), списанный в отставку по инвалидности, возвращается в строй в тяжелейшие дни войны. Его глубокое и неподдельное гражданское чувство не нуждается в ложной аффектации. Герой Самойлова прекрасен в своей недекларированной скромности, скрытая патетика исполнения придает ему черты духовного величия.

Стремясь к созданию гармоничных образов, Самойлов подчас ищет и находит цельность человеческой натуры даже в ее противоречивости. Заводской мастер Лев Сушкин («Золотые костры» И. Штока) может показаться брюзгливым, неуживчивым стариком, зачерствевшим в одиночестве. Но актер не торопится с выводами и постепенно становится очевидным, что эти качества героя — суть продолжение его непримиримого нравственного максимализма. Личность Сушкина сформирована эпохой первых пятилеток, закалена в ее героической и строгой атмосфере. Его колючая резкость направлена против обывательской успокоенности, делячества и криводушия. Но сердце Сушкина широко распахивается перед теми, в ком не угас огонь «золотых костров» его далекой Юности. И этот на первый взгляд сугубо реалистический, даже бытовой образ овеян романтическими ветрами, окрыляющими искусство Евгения Самойлова.

Человек интересен Самойлову в исчерпывающих подробностях земного бытия. Актер склонен рассматривать персонаж во взаимодействии чисто духовной и общественной сфер жизни, для него важна биография, «предыстория» героя и те черты, что связаны с его профессиональной принадлежностью. Поэтому даже «проходная» роль, такая, например, как полковник Манов в болгарском детективе «Золотое руно» А. Гуляшки, наполняется у Самойлова интересным и значительным содержанием.

Увлеченность делом, которому человек служит по призванию, многое определяет и в образе секретаря райкома Хоменко из «Урагана» А. Софронова. Погруженный в неисчислимые заботы, этот уже немолодой и не очень здоровый человек заражает своей кипучей, целенаправленной энергией. И теперь, на пороге старости, Хоменко сохраняет душевную бодрость, сохраненную в долгой, трудной, но счастливой жизни.

В судьбах некоторых персонажей Самойлова, сыгранных за последнее время, присутствует общий драматический момент. Эти герои предстают перед зрителем в нелегкое время расставания с любимым делом.