Елена Митрофановна Шатрова. Часть 2
Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3.
После четырех лет, проведенных в Харькове и Киеве, Е. М. Шатрова переехала в Москву, с которой отныне связана вся ее артистическая жизнь. В Москве она выступала на сценах театра Суходольских (после 1917 года ставшего Московским драматическим театром), театра бывш. Корша и Театра МГСПС. В годы, предшествующие приходу в Малый театр (1917—1931), раскрылся во всей полноте талант Е. М. Шатровой, определилась основная тема ее творчества — утверждение нравственного достоинства женщины, красоты и благородства ее души, протест против сил, калечащих ее жизнь. Она не оправдывала легкомысленных и ветреных героинь французских и иных переводных комедий, в которых ей приходилось часто выступать в предреволюционные и первые послереволюционные годы, но переосмысляла и углубляла сценический материал. В ту пору ею были созданы две, быть может, лучшие ее молодые роли — Маша в «Касатке» А. Н. Толстого и Элиза в «Пигмалионе» Б. Шоу. В этих спектаклях ее партнером был замечательный русский артист Н. М. Радин. Е. М. Шатрова раскрывала нравственную красоту и чистоту своих героинь. В одном случае это было духовное очищение и возрождение через любовь, в другом—духовный рост личности.
Еще до вступления в труппу Малого театра Е. М. Шатрова часто и успешно выступала в пьесах Островского. Однажды ей привелось участвовать в выездном спектакле вместе со знаменитой артисткой Малого театра О. О. Садовской в пьесе Островского «Старый друг лучше новых двух». Едва ли тогда, выступая вместе с О. О. Садовской, Е. М. Шатрова могла думать о том, что через пятнадцать лет ей суждено будет вступить в труппу Малого театра, а много лет спустя выступить в ролях Матрены во «Власти тьмы» и Мавры Тарасовны в комедии «Правда — хорошо, а счастье лучше», в ролях, которые играла О. О. Садовская.
За сорок два года, проведенных в Малом театре, Е. М. Шатрова сыграла десятки ролей в произведениях классиков и советских драматургов, создала целую галерею женских характеров. Е. М. Шатрова органически вошла в ансамбль Малого театра, внеся в его звучание свою ноту. Если до Шатровой Купавина в «Волках и овцах» А. Н. Островского чаще всего была глуповатой «овцой», попавшей в лапы хищника, то артистке удалось, быть может, впервые за сценическую историю этой пьесы, раскрыть поэтическую натуру молодой женщины, ее сердечность, доброту, жажду любви. Обычно исполнительницы роли Лидии Чебоксаровой в «Бешеных деньгах» подчеркивают ее нравственную испорченность и порочность. Создавая образ Лидии, Е. М. Шатрова, следуя за Островским, показывала, что эгоистическое, паразитарное отношение к жизни, свойственное героине пьесы, обусловлено не нравственной испорченностью, но происхождением и воспитанием. Ее Лидия была легкомысленна, а не порочна. Ныне Е. М. Шатрова в той же пьесе играет роль матери Лидии, и ее трактовка многое объясняет в характере дочери, раскрывая ту безнравственную среду, в которой выросла Лидия. Е. М. Шатрова играет эту роль с подлинным комедийным блеском, с редкой выразительностью и сатирической силой, создавая исполненный разоблачающей силы социальный портрет, за которым встает целая эпоха. С не меньшим комедийным блеском играла артистка роль стареющей львицы Мамаевой в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты». Столь же правдиво передавала Шатрова и тему нравственной чистоты и благородства в роли Веры Филипповны в пьесе «Сердце не камень».