Елена Митрофановна Шатрова. Часть 3
Все части этой статьи: часть 1, часть 2, часть 3.
В Малом театре Е. М. Шатрова сыграла ряд значительных ролей в пьесах советских драматургов: Поля («На берегу Невы» К. Тренева), Милягина («Великая сила» Б. Ромашова), Гринева («Московский характер» А. Софронова), Тетя Саша («Так и будет» К. Симонова) и др. Главный жизненный опыт артистки, повседневная общественная работа дают ей богатый материал. Образы советских женщин в исполнении Шатровой удивительно правдивы, психологически убедительны. Казалось, они вышли на сцену из реальной жизни, что они сестры, дочери, матери тех, кто сидит в зрительном зале. Но было бы неверно считать, что артистка ограничилась перенесением на сцену того, что удалось подметить в жизни. Конечно, у ее героинь есть реальные прообразы, но отдельные черты слились в новый образ, обобщенный, типизированный. Характеры, создаваемые артисткой, крупны и значительны. Рисуя своих героинь в повседневной бытовой обстановке, Шатрова раскрывает их высокий духовный, нравственный строй. Совершенно закономерно, что лучшие работы артистки — Милягина в «Великой силе» и Гринева в «Московском характере» —завоевали широкое общественное признание.
Е. М. Шатровой равно доступны область драмы и комедии, лирика женской души и острая характерность, способность ярко и правдиво воплощать образы, несущие свет и добро, едкая сила сатиры. Лучшие сатирические роли, сыгранные Шатровой — а среди них одной из самых ярких является мадам Стессель в «Порт-Артуре» (пьеса А. Степанова и И. Попова) — отмечены высокой жизненной достоверностью. Артистка никогда не рисует отрицательных героинь одной краской, не злоупотребляет приемами гротеска, не прибегает к карикатуре. Напротив, рождается ощущение, что это не исполнительница разоблачает пошлых, подлых персонажей старого мира, но они сами незаметно для себя раскрывают свое отвратительное естество. Тот, кто видел Е. М. Шатрову в роли мадам Стессель, никогда не забудет животного облика и сущности этого образа, являющегося одновременно и портретом и социальным обобщением.
Жизненность, типичность, историзм, правдивость — неотъемлемые свойства исполнительского мастерства Е. М. Шатровой, рисует ли она образы советских женщин или персонажей ушедшего в прошлое мира — Феклушу в «Грозе» А. Островского, Матрену во «Власти тьмы» Л. Толстого или Волохову в «Царе Федоре Иоанновиче» А. К. Толстого.
И то, что артистка будто бы скрывает свое отношение к изображаемым персонажам, не прибегает к нажиму, подчеркиванию, делает эти образы особенно убедительными. На самом же деле, конечно, тенденция, без которой нет искусства, окрашивает каждый образ, но тенденция эта лежит в глубине, а не на поверхности. Убеждающая сила Шатровой в ролях Матрены и Волоховой обусловлена тем, что артистка подходит к этим образам как к явлениям социальным, а не как к врожденным преступникам. «Философия жизни» Матрены порождена страшной жизнью, воздействием «власти тьмы». В этом — не оправдание, но объяснение ее преступления. Но и раскрывая душу Волоховой в сцене с Луп-Клешниным, артистка с необычайной выразительностью передает страх — страх за себя, страх ошибиться и страх перед преступлением. Казалось бы, у Волоховой немало грехов на душе, но даже ей трудно и страшно пойти на убийство.
В небольшой сцене средствами выразительных интонаций, скупой мимики артистка создает за несколько минут сценического бытия ярчайший, исполненный жуткой правды образ.
Е. М. Шатрова — прирожденная артистка ансамбля. Ее выступления на сцене никогда не являются «сольными», но это всегда «дуэты», в прошлом с Н. М. Радиным, Н. К. Яковлевым, В. Ф. Григорьевым, К. А. Зубовым и другими.
Е. М. Шатрова — выдающийся мастер сценического слова, глубоко и тонко чувствующий, постигающий стиль автора и социальную природу героини. Иная речевая манера у ее крестьянки Матрены, обедневшей дворянки Чебоксаровой, мещанки Волоховой, да, в сущности, у каждой из ее героинь.
Е. М. Шатрова — умный и благородный художник, живущий единой жизнью со своим народом, артистка-общественница, коммунистка. Ее человеческий и гражданственный облик неотделим от артистического. Вернее сказать, сценическое творчество Е. М. Шатровой обусловлено ее общественным служением.