Сходила вчера на "Трехгрошовую оперу" в МХТ, Кирилла Серебренникова спектакль. Как-то невесело. Хотя и музыка замечательная, и живой оркестр, и актеры все поют вживую. И вроде Хабенский на месте. Прекрасный Алексей Кравченко - Пантера-Браун (который в новом переводе стал Тигром). Очень интересный и разный Сергей Сосновский в роли Пичема. Но.. есть в этом спектакле какая-то тайная, глубоко запрятанная ложь.
Брехта вообще очень тяжело ставить,это своеобразная драматургия - внешне простая, плакатная, а как начнешь ею заниматься всерьез - тут и вылезают всякие брехтовские подножки. Вот Любимов сумел найти точный ход, точную форму. Но это ж когда было. Тогда и сама форма была контрреволюцией.
Мне кажется, Кирилл упростил пьесу прямыми аллюзиями - омоновцы, менты, афганцы-инвалиды, кремлевская ковровая дорожка, по которой шагает человек в белых перчатках, напоминающий по виду Владимира Путина. И в довершение огромный, до колосников скелет со светящимися глазами со скелетом лошади между ног, - олицетворение государственной власти.
В финале, на поклонах режиссеру, волнуясь, вручила букет сама Ксения Собчак - главный vip-зритель "Оперы нищих". С таким же успехом ее можно было сыграть в барвихинской luxury village. И по другим ценам.
Злюсь, потому что отношусь к Кириллу с уважением и вниманием. Всегда жду от него правды, риска. А здесь то ли явная робость, то ли желание никого не обидеть, всем понравиться.
Вот, что это мне напомнило: те же чувства я испытываю, когда читаю "смелые" политические колонки в глянцевых журналах. Вроде все правильно, и остро, и не в бровь, а в глаз, - а ощущение фальши не покидает.
31 августа 2009 - ХL