menu-options

Томас Бернхард

Томас БернхардТомас Бернхард родился в Нидерландах в Хеерлене, 10 февраля 1931 года. Детство писателя прошло в Вене. На его формирование большое влияние оказал дед, литератор Йоханнес Фроймбихлер, получивший за свой роман «Филомена Элленхуб» Австрийскую литературную премию в 1937 году. После войны Томас Бернхард заболел, у него открылась тяжелая форма туберкулеза. Четыре года он вынужден был провести в различных больницах и санаториях. После смерти деда Бернхард получил все его состояние, а также и обширный рукописный архив. Под впечатлением от Достоевского, Георга Тракля, французских символистов Томас решил связать свою жизнь с литературой.

Бернхард с 1952 года изучает драматургию и актерское мастерство в Венском университете, а позднее – в Зальцбурге. В различных изданиях публикуются музыковедческие и литературно-критические эссе Бернхарда. Далее в свет выходят несколько его романов. Все увереннее Бернхард выступает как драматург с начала 1970 гг. Первый большой успех пришел к нему с пьесой «Праздник для Бориса». Произведения характеризуются острой социально-критической и сатирической направленностью. После пьесы «Площадь героев», в которой Австрия изображена как страна, где снова медленно вызревает нацизм, началась травля Бернхарда. Он умер от сердечного приступа. Последней своей волей он запретил цитирование, публикацию и постановку своих произведений в Австрии.

Афиша Театра-студии Олега Табакова украшена надписью «Лицедей». Это постановка по пьесе одного из известных литературных скандалистов двадцатого века Томаса Бернхарда. Он написал ее в 1984 году, в это время уже отзвучали революционные театральные манифесты. Может быть, поэтому пьеса напичкана ими. Андрей Смоляков за исполнение роли Брюскона в 2002 году стал обладателем приза экспертного жюри «Московская премьера» и Международного фонда им. К. С. Станиславского. Билеты на спектакль приходилось и приходится заказывать заранее. Актер играет эту роль замечательно, со знанием дела, с пониманием профессионального пафоса. Пьеса состоит из бесконечных монологов, и она не достаточно специфична. Подзаголовком ее стоит «Комедия, которая на самом-то деле трагедия, или наоборот». Главный герой вызывает и слезы, и смех, то его охватывает вдохновение, а то сомнения в гениальности его пьесы. Понимая, что он одинок как на сцене, так и в жизни, он продолжает метать бисер.