menu-options

Главный театр Союза ССР, 1947 год, часть 24.

Главный театрРанее: Часть 23

Держась этой линии развития с отлично действующими артистическими коллективами оркестра и хора и солистов, упорно утверждавших существование русской школы пения под руководством опытнейшего музыканта В. И. Сука, Главный театр вступил в полосу первой империалистической войны, все укрепляя свое национальное лицо. Он таким и вошел в великую эпоху Ленина — Сталина, всегда встречая поддержку со стороны правительства и партии и стремясь держаться на той художественной высоте, на которой должен всегда находиться театр — представитель великого русского народа на посту славных традиций русской оперы и русской музыки.

Это и является основной заботой всех действующих артистических коллективов театра, несмотря на неизбежные смены музыкального руководства (В. И. Сук — Н. С. Голованов С. А. Самосуд) и изменения внутри составов коллективов. Поскольку линия национально-академическая выступает всегда впереди, понятными были постоянные заботы Главного театра об операх народного гения русской музыкальной культуры Михаила Ивановича Глинки. Возобновления «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» — предмет постоянного, настойчивого внимания каждого музыкального руководителя театра.

Обе оперы неисчерпаемой полнотой своего содержания и нерушимой временем красотой своей органической, уходящей в корни народного искусства, жизнеспособностью естественно должны стоять на вершине русского национального репертуара. Тем художественным качеством, каким отличается исполнение опер Глинки, оценивается уровень артистизма русского музыкального театра. Если к Глинке присоединить равноценное и в своих неповторимых свойствах единственное сокровище национального русского оперного стиля «Князь Игорь» Бородина и его превосходный исполнительский состав, то окажется, что произведения монумента л ьнейшие национальной оперной классики впитали в себя бесспорно академические коренные силы Главного театра.

«Снегурочка» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, затем «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского также занимают солидные вокальные составы с большим числом молодых исполнителей. Таким образом центральный круг репертуара являет собой крепко защищенный достойными представителями русского вокального мастерства артистический ансамбль, опорой которого выступают имена, известные всему СССР. Имя А. М. Пазовского, как одаренного, глубоко культурного, строгого и дисциплинированного маэстро и художественного руководителя Главного театра, всецело обеспечивает сохранение лучших традиций оперного искусства и академических, издавна установившихся принципов.

Рядом с А. М. Пазовским, как разделяющий с ним основную работу стоит талантливый дирижер и чуткий музыкант А. Ш. Мелик-Пашаев, художественный рост которого у всех на глазах совершается уверенными шагами. Безусловно, всегда совершенствуясь и всегда на исключительной художественно-исполнительской высоте и при коллективно-творческом внимании к родному делу, работает первоклассный оркестр Главного театра. Затем, отличный хор, столь ярко показавший себя при состоявшемся возобновлении «Ивана Сусанина» (25 мая 1945 г.). Все коллективы глубоко понимают, что им доверено быть строителями национального искусства в самом сильном, живыми национальными традициями и заветами русского композиторского и исполнительского мастерства, театре СССР, стоящем на принципах национально-академического искусства.

Продолжение: Часть 25