menu-options

В годы войны. Часть 3

Начало: часть 1, часть 2

 

Массовый характер героизма советских людей нашел отражение на сцене в потрясающих своей жизненностью и драматизмом массовых сценах, во множестве выведенных театром характеров. Пьеса рассказывала о генералах и бойцах, о бакенщиках и рабочих заводов, о девушках и женщинах, о детях и стариках, о коренных жителях Сталинграда и прибывших сюда издалека, из других городов и сел, чтобы плечом к плечу встать на защиту осажденного врагом города-героя.
Иначе выявила себя народность в пьесе А. Корнейчука «Фронт» и в ее многочисленных постановках советским театром. Здесь был отражен гневный протест народа, не желающего терпеть проявлений косности, рутины и невежественности среди военачальников армии, защищающей свободу Родины. В спектакле «Фронт» театра имени Евг. Вахтангова — лучшей постановке этой пьесы на советской сцене — нашли свое развитие традиции Вахтангова с его поисками искусства, беспощадно клеймящего пороки, театрально острого и яркого. Сатирическое искусство театра становилось общественно значительным, подлинно народным. Пьеса дала возможность раскрыться чертам публицистичности, боевой, пропагандистской устремленности в творчестве этого коллектива.
Почти все театры страны играли в годы войны сходный репертуар. Но их лучшие художественные удачи говорили о разнообразии, богатстве творческих поисков, самобытности путей в решении большой патриотической народной темы. Художественные принципы театра имени Моссовета в воплощении образа народа с наибольшей глубиной выявились в годы войны в постановке «Нашествия» Л. Леонова. Это лучшая работа театра военных лет. Спектакль подвел итог определенному периоду в творческой жизни коллектива, явился образцом интересного и важного художественного направления в освещении искусством народной темы. Спектакли, предшествовавшие «Нашествию», служили в известной степени подготовкой к нему, в них накапливались черты, так ярко проявившие себя в этой работе театра.
Первая военная премьера театра имени Моссовета — «Надежда Дурова» А. Кочеткова и К.. Липскерова. Репетиции велись еще до начала войны. Премьера состоялась осенью 1941 года.
Спектакль был решен Ю. А. Завадским в героико-лирическом комедийном жанре. В действие вплетались песни, то задумчивые и печальные, то озорные и веселые. Шутки, смех органически входили в трактовку отдельных образов и сцеп. Они не снижали общего приподнятого, поэтического звучания представления. Спектакль был словно заключен в рамку столь же поэтических, изящных, откровенно стилизованных декораций М. А. Виноградова, изображавших картины русской природы, армейских привалов, интерьеры скромного дома Дурова и торжественный зал дворца, где Александр I принимал Надежду.
«Поэтичность спектакля —в простоте образов и одновременно в их значительности, в душевной их собранности, в какой-то большой их чистоте», — писал И. Крути1.
С первого появления Надежды — В. П. Марецкой на коне под окном отцовского дома, порывистой и шумной, в мальчишеском костюме, увлекали ее юная отвага, свободолюбие, беззаветная преданность Отчизне. Резким взмахом сабли отрубив девичью косу, взглянув мимоходом в блестящую сталь клинка — «вот зеркало для женщины в минуту, опасную для родины», глотая подступившие слезы, Надежда — Марецкая покидала родной дом, чтобы отправиться на поля сражений. Зрителей увлекал порыв благородных чувств, которые раскрывала актриса. «Юноши и девушки, вдохновленные подвигом героини Отечественной войны 1812 года, писали мне о том, что добровольно уходят защищать нашу прекрасную Родину, - и я чувствовала, что мое искусство служит моему народу. И я была счастлива и горда" - вспоминает Марецкая. Мысли и чувства актеров сливались с чувствами, порывами зрительного зала, обретали в этой связи силу, взволнованность, глубину. Они были значительнее и выше, чем предполагали водевильные ситуации пьесы: «Да, это спектакль на историческую тему. И это современный спектакль. Современно его содержание, прославляющее доблесть и геройство русской женщины. Современно и его мастерство, утверждающее театр патриотической темы как театр большого поэтического искусства»,— к такому выводу приходил критик.
Спектакль «Олеко Дундич» М. Каца и А. Ржешевского был поставлен Ю. А. Завадским и С. А. Марголиным (1942) в несколько иной манере. «С большой приподнятостью, романтично в пьесе разработаны темы бесстрашия, презрения к смерти, воинской доблести», — писал Ю. А. Завадский.
«...А красный Дундич! Кто его может забыть? Кто может сравниться с этим буквально сказочным героем в лихости, в отваге, в доброте, в товарищеской сердечности? 
 

Продолжение: часть 4, часть 5часть 6часть 7часть 8часть 9часть 10часть 11часть 12часть 13часть 14часть 15часть 16часть 17часть 18часть 19часть 20часть 21часть 22часть 23