menu-options

В годы войны. Часть 7

театр моссоветаНачало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6

 

Генерал Горлов в исполнении П. И. Герата не обладал той значительностью и своеобразным личным обаянием, какими наделил героя игравший эту роль в театре имени Евг. Вахтангова А. Д. Дикий. На сцене театра имени Моссовета Горлов был человеком меньшего масштаба, более заурядным, ограниченным в своих возможностях. Горлов — Герата со смаком говорил о своем «земляном нутре», о том, что душа у советского человека простая, «бесхитростная». В нем и в самом деле жила искренняя любовь и привязанность к родной земле. Он бы «голову оторвал», «мозги вправил» каждому, кто хоть немного усомнился бы в этом. Что-то кряжистое было в его плотной, широкоплечей фигуре, скуластом лице. Но с первых же фраз, произносимых Горловым — Герага, становились очевидными и его известная игра в простоту, его кичливость своим происхождением. Выразительной была манера речи Горлова — Герата; в ней очень точно актер передавал сочетание грубоватости тона с намеренной пренебрежительностью интонаций. Горлов — Герага то грубо кричал, то как-то почти напевно вещал нотации и приказы своим подчиненным. Он был абсолютно убежден в своей незаменимости именно благодаря пресловутому «земляному нутру». Эта упрямая убежденность мешала ему всерьез задуматься о себе, словно ширмой отгораживала от окружающего мира.
Горе Горлова — Герага, потерявшего единственного сына, выглядело искренним, человечным. В этом отношении его трактовка роли приближалась к решению образа И. М. Москвиным в Художественном театре. Но вместе с тем П. И. Герата и Ю. А. Завадский не верили столь решительно, как это было в постановке MX AT, в возможность быстрого перерождения Горлова. Спектакль в театре имени Моссовета кончался верно: театр не давал решительного ответа на вопрос — исправится Горлов или нет. Зрителю предлагалось задуматься над этим самому. Трактовка роли говорила о том, что дальнейшая судьба генерала может сложиться по-разному.
На первый взгляд могло показаться неожиданным утверждение Завадского, что «театр хочет создать из материала пьесы яркий, жизнеутверждающий спектакль». Вместе с тем режиссер совершенно верно понял замысел драматурга. Оптимизм «Фронта» состоял в том, что в самой остроте и беспощадности обличения заключалась безграничная вера автора в преодоление недостатков, в полную победу над врагом.
Будущее войны, неминуемую победу олицетворял в спектакле передовой советский командир, молодой талантливый генерал Огнев в исполнении Н. Д. Мордвинова. Актер играл в свойственной ему эмоциональной, романтической манере. «Огнев — это утверждение творческой личности, утверждение интеллекта. Огнев — это горячий, свободный творческий ум советского человека», — так понимал Мордвинов существо исполняемой им роли.
Огнев — Мордвинов был внешне строг, подтянут и деловит. Лишь черная повязка на голове, закрывающая рану, да статная фигура и по-особому проницательный взгляд несколько отличали его внешне от других военных, заполнявших сцену театра. Думая о генерале Огневе, сыне школьного учителя из села Вороньи Плоты, Мордвинов представлял его себе человеком высокообразованным, знающим несколько языков. За внешней деловитостью и сдержанностью героя актер выявлял его энергию, страстное, волевое начало. Ведь недаром Корнейчук дал герою фамилию Огнев. Значит, смелым, горячим, со всем жаром непреклонной веры отстаивающим свои убеждения представлялся он в воображении драматурга. Таким же увидел Огнева и Мордвинов.
Главным же в трактовке актера стало ощущение талантливости, творческой одаренности Огнева. С наибольшей выразительностью это выявлялось в третьей картине спектакля — центральной картине в исполнении Мордвинова, когда, в противовес ошибочному плану Горлова. Огнев выдвигал свой, новый план — план наступления, обеспечивающий победу. На глазах у зрителей происходило в этой сцене рождение плана сложной и смелой операции. Неудержимая уверенность Огнева в победе передавалась всем членам его штаба. Охваченные общим радостным предчувствием скорого разгрома врага, они склонялись над картой, уточняя детали операции.
Образ Огнева был неотделим в общем решении спектакля от образов бойцов, на которых опирался молодой генерал, в расчете на которых строил свои планы.
...Декорации изображали окоп, расположенный неподалеку от села Вороньи Плоты, дорогу над ним с торчащим столбом и немецкой надписью. Солнечный свет ясного зимнего дня заливал покрытую снегом равнину, тесное пространство окопа, где разместились поеживающиеся от холода одетые в белые маскировочные халаты бойцы. 
 

Продолжение: часть 8часть 9часть 10часть 11часть 12часть 13часть 14часть 15часть 16часть 17часть 18часть 19часть 20часть 21часть 22часть 23