К новому. Часть 4
Начало: часть 1, часть 2, часть 3
Особенно важными были сцена приема в партию перед боем и эпизод, когда Коробейничев после смерти капитана Охотина подымал бойцов в решительную атаку под ураганным огнем врага. Раскрывая смысл этого эпизода, Завадский подчеркивал: «Призыв «За мной!» может быть простым криком. Надо показать, на что ты поднимаешь людей, надо вызвать в человеческом сознании уверенность, что люди могут идти на большие жертвы за идею, за будущее, за Родину. Нужны громадная воля и убежденность. Надо чувствовать, как эти слова вливаются в душу слушателей».
Когда в самые последние сезоны мы увидели на сцене театра имени Моссовета поэтически рассказанную историю о «малоподобной агрономше» Насте Ковшовой, с отчаянной решимостью борющейся за правду, когда вслед за тем в прозрачной, лирической форме перед нами возник образ честных тружеников колхоза «Крутые горы», мужественно преодолевающих трудности в своей работе, — удачи и находки уже отошедшего в прошлое спектакля «Бранденбургские ворота» приобрели новое, принципиальное значение.
По интенсивности поисков яркой художественной формы спектакля, не только соответствующей строю драматического произведения, но и по-новому, глубже, острее раскрывающей его смысл, постановку «Бранденбургских ворот» можно было назвать «вахтанговской», развивающей в режиссуре именно то направление, которое было начато в свое время Вахтанговым. Спектакль, поставленный театром имени Моссовета, в большей степени, чем все предшествовавшие и последовавшие за ним постановки пьес Светлова, раскрывал, развивал, усиливая лучшее, идейно и художественно индивидуальное в драматургическом почерке этого поэта. В то же время сама по себе форма спектакля с ее мягкостью и певучестью, прозрачностью и чистотой выражала черты, свойственные именно режиссерской манере Завадского. Внутренняя связь, идущая по всем этим линиям, объединит через несколько лет постановку «Бранденбургских ворот» с «Первой весной» и «Далями неоглядными...».
Театр имени Моссовета вступал в послевоенный период, ясно заявляя о своем намерении развивать далее психологические основы своего искусства. На самом рубеже военных и мирных дней театр поставил «Чайку» А. П. Чехова — премьера состоялась в мае 1945 года. Может показаться неожиданным сближение Завадским работы над «Чайкой» с недавней постановкой «Отелло» Шекспира; суть же вопроса заключалась в том, что при всем отличии художественных методов, стилевых особенностей творчества столь разных писателей режиссер видел общие черты этих произведений в глубине, силе, истинности и красоте изображения человеческих чувств, в высоком гуманистическом идеале. Среди многих тем «Чайки» режиссура выделила в особенности тему истинных ценностей в искусстве, ценности творческого начала в человеке и тему ценности человеческой жизни.
В отличие от одновременно осуществленной А. Я. Таировым постановки «Чайки» в Камерном театре, символически обобщенной, абстрагированной от быта, с большими купюрами в тексте, вольными объединениями и перестановками отдельных сцен, Завадский поставил пьесу в традициях чеховских спектаклей Художественного театра. Поэзия, сила, красота чувств героев должны были рождаться из полной бытовой определенности, конкретности их поведения.
Режиссура и художник спектакля М. А. Виноградов очень бережно отнеслись к быту, тщательно воссоздавали мелкие подробности во внешнем облике спектакля, трактовке отдельных образов и сцен. Спектакль захватывал реальной, верной до мелочей жизненной атмосферой. Как справедливо писал Ю. Лукин в «Правде», «весьма сильно передал театр ту духоту общественной жизни царской России, в которой гибли мечтательные таланты многих Заречных и Треплевых». Спектакль «Чайка» был наиболее интересным в творчестве М. А. Виноградова в плане поэтического и правдивого воспроизведения русской природы. Выразительно воссоздал художник картину знойного солнечного дня в русской усадьбе во втором акте. Тоскливо бился, хлестал в окна неуютной, полупустой комнаты холодный осенний дождь в последней сцене спектакля. Если при постановке «Машеньки» Ю. А. Завадский потребовал от М. А. Виноградова плана квартиры Окаемова, всех видимых и невидимых зрителям комнат, то теперь, репетируя «Чайку», он попросил художника набросать столь же детальный план имения Аркадиной. Актеры должны были иметь полное представление о том, куда ведет та или иная дверь, что находится за густой листвой деревьев сада, если взглянуть направо или налево.
Продолжение: часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29