К новому. Часть 5
Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4
В главных ролях выступили лучшие актеры труппы; В. П. Марецкая — Маша, В. В. Ванин — Медведенко, Р. Я. Плятт — Дори; М. Ф. Астангов — Треплев, П. И. Герага — Шамраев, Т. С, Оганезова — Аркадина, А. П. Алексеева — Полина Андреевна, М. М. Названов — Тригорин. Роль Нины в первых спектаклях исполняла В. И. Караваева, затем театр пригласил молодую актрису, выпускницу театральной школы А. Г. Касенкину. В роли Сорина впервые на сцене театра имени Моссовета совета выступил О. Н. Абдулов, начавший в свое время актерскую деятельность, как и Марецкая, Мордвинов, Плятт, под руководством Завадского. Всех участников спектакля по-настоящему обогатило обращение к драматургии Чехова. Талантливые исполнители сумели в ряде случаев дать свежее, творчески самостоятельное толкование отдельных образов и сцен.
В актерском исполнении и работе режиссуры было немало ярких, интересных кусков, говорящих о глубоком проникновении в замысел драматурга. Чеховский драматизм, чеховскую боль за человека выразительно передал в образе Сорина О. Н. Абдулов. Он и жалел и осуждал своего героя, «человека, который хотел», только хотел всю жизнь, но ничего не сумел достигнуть и в результате влачит остаток дней в жалком состоянии никому не нужного «залежавшегося мундштука». Актер выражал это свое отношение к персонажу приемами тонкой психологической характеристики. Острую боль за трудную, унизительную долю маленького человека, придавленного нуждой, жадно тянущегося к счастью, раскрывало исполнение роли учителя Медведенко В. В. Ваниным. Драматические краски спектакля сгущались в трактовке М. Ф. Астанговым роли Треплева и В. И. Караваевой — роли Нины. На большом нервном напряжении играл Астангов драму чувств, переживаемую Треплевым. Чеховский герой в его исполнении был личностью яркой, с характером мятущимся и уязвленным. Наибольшее впечатление производил в игре Астангова последний акт, где обнажалась в полной мере душевная опустошенность героя, отказавшегося от борьбы. Сильно, глубоко изображала жизненную трагедию, пережитую Ниной, первая исполнительница роли — Караваева. В ее игре отчетливо выступали большое творческое дарование, человеческая незаурядность Нины.
В противовес основной драматической теме спектакля, в контрасте и борьбе с ней вставала тема обличения «пошлости пошлого человека». Она находила точное психологическое выражение в образах супругов Шамраевых в исполнении А. П. Алексеевой и П. И. Герата.
Из картины в картину прочерчивался стройный рисунок мизансцен, составляющий выразительную сценическую форму для сложной духовной жизни героев. В полифоническом звучании скрещивались в спектакле разные человеческие судьбы. В ряде сцен, эпизодов нашли яркое поэтическое обобщение важные мысли автора — в рассказе Треплева — Астангова о горестной судьбе Нины, который звучал, как повесть о горьких женских судьбах многих ее современниц; в уходе Медведенко — Ванина в дождливую, холодную ночь из дома Аркадиной в последнем акте: долго и трудно не мог оторвать он рук от печи, словно пытал:я унести с собой частицу хоть какого-нибудь тепла.
Вместе с тем в постановке намечался известный идейный «перекос». Углубленная работа актеров и режиссуры над пьесой дробилась на отдельные самоценные куски, недостаточно скрепленные единым общим замыслом. В поисках выражения психологических состояний персонажей, нового освещения той или иной сцены участники спектакля как бы разбредались в стороны. На первый план в трактовке некоторых образов вышли неожиданно второстепенные, менее важные черты. Первовоначальный замысел постановки потерял в процессе репетиций свою четкость. Театр взволнованно передал трепетное сочувствие Чехова героям, их мучительным, нередко глубоко запрятанным душевным порывам. Но в спектакле не были раскрыты с должной силой и глубиной мужественная вера Чехова в будущее, его призыв к терпению, стойкости, к преодолению страданий и самоотверженности.
Общий сумрачный тон постановки обусловливался в первую очередь решением образов Нины и Треплева. Сломленной, беспомощной больной выглядела Нина в последнем акте - таким было решение роли у обеих исполнительниц, В. И. Караваевой и А. Г. Касенкиной. Спектакль не убеждал в том, что Нина победит, что она поняла смысл жизни, нашла свое место в ней.
Продолжение: часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29