К новому. Часть 8
Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7
Первый же послевоенный сезон отразил, однако, известную репертуарную неразборчивость руководства театра, снижение требовательности к качеству принимаемых драматических произведений. На сцене театра имени Моссовета была поставлена бессодержательная, пошлая переводная пьеска — «Убийство мистера Паркера» Моррисона. Организованный при театре имени Моссовета филиал показал пустую, не дающую представления о жизни советских людей комедию А. Штейна и Аграненко «Святая ложь».
Театр горячо откликнулся на призыв ЦК партии обратить преимущественное внимание на создание современного репертуара, на постановку пьес, пропагандирующих политику Советского государства на новом этапе его развития. Постановления ЦК партии по вопросам литературы и искусства выдвигали перед театром вдохновляющие задачи создания образов передовых советских людей, строителей коммунизма. Партия снова решительно и настойчиво подчеркивала огромное воспитательное значение сценического искусства, призывала драматургов, режиссеров и актеров к воплощению лучших черт характера советского человека, к отображению подлинных героев советской современности, чьи образы могли бы послужить молодому поколению примером для подражания. Особое значение приобретала политическая актуальность, идейная содержательность, правдивость и мобилизующая сила искусства социалистического реализма.
Весь коллектив театра имени Моссовета был воодушевлен вниманием партии и увидел те широкие творческие горизонты, которые открывали перед деятелями театра постановления ЦК партии.
Почти одновременно, летом 1947 года, состоялись премьеры — «Русский вопрос» К. Симонова и «В одном городе» А. Софронова. «Мы участвуем сейчас в борьбе, мы выступаем, как политические деятели" -говорил Ю. А. Завадский, приступая к работе над «Русским вопросом». Уже при входе в зал зрители ощущали остроту политической направленности постановки, ее публицистичность. М. А. Виноградов нашел удачный зрительный образ спектакля, театрально красочный, оригинальный и одновременно естественно вытекающий из общего замысла спектакля. Художником был сделан специальный театральный занавес, как бы склеенный из многих листов газет, пестрящий крикливыми заголовками статей и реклам. Это был частый в творчестве М. А. Виноградова декоративный эпиграф — своеобразный эмоциональный ввод в спектакль. Шурша, ползли вверх газеты при начале каждой новой картины. Но при этом занавес не исчезал полностью, а полусвернутый нависал над сценой. Плакатно выполненный образ продажной реакционной прессы присутствовал на сцене на протяжении всех картин.
А внутри публицистического, памфлетного по своему внешнему облику спектакля господствовали вдумчивые психологические характеристики персонажей пьесы, их судеб. Поставленная пятью московскими театрами пьеса К. Симонова дала материал для творческого соревнования, выявления разнообразия художественных стилей коллективов при решении одинаковых идейных задач. Сравнивая несколько постановок «Русского вопроса» на московской сцене, Д. Заславский и Ю. Лукин писали: «Театр имени Моссовета познакомил зрителей с очень законченным, цельным спектаклем (пост. Ю. Завадский), в котором основные социальные конфликты воспринимаются прежде всего через показанную крупным планом психологическую драму Смита и Джесси».
Журналист Смит, отказавшийся писать ложь о Советском Союзе, был в исполнении Р. Я. Плятта простым, честным человеком, который искренне хотел разобраться во «взбесившемся» послевоенном мире. В образе, созданном актером, привлекали чувство глубокого человеческого достоинства, мягкость, сердечность, умная ироничность. Рассеинная задумчивость Смита в первом действии в кабинете Макферсона выдавала его внутреннюю растерянность, непонимание происходящего. Манера поведения Смита резко менялась во втором акте. Смит многое понял, побывав в Советском Союзе, понял главное: что русские не хотят войны, и он считал своим долгом рассказать об этом соотечественникам.
Режиссеры Ю. А. Завадский и И. С. Вульф эмоционально подчеркнули мысль о том, что Смит не одинок в своем желании защитить мир, не допустить развязывания новой войны, что стремление к миру органично присуще народам, в том числе американскому народу. С этой целью постановщики спектакля обратились к музыке — к народной песне о Миссисипи, ставшей в спектакле символом демократической Америки.
Продолжение: часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29