menu-options

Галина Волчек о Современнике (Книга "Современник, 80-е годы"), Часть 1

Театр СовременникКажется, совсем недавно наш коллектив был самым молодым московским театром, рожденным в поиске, эксперименте студийности. Это был 1956 год... Теперь у нас — своя история, произошла и смена поколений — режиссерских и актерских. Ушел из театра, возглавив МХАТ, основатель и духовный вождь «Современника» Олег Ефремов. Появился новый главный и очередные режиссеры.
Во все периоды нашего существования ясно было одно: «Современник» — театр актерский. Это мы понимали, декларировали, осуществляли на практике всегда и от этого никогда не отступим.
Есть театры, где довлеющая роль принадлежит режиссеру, у нас же все подчинено артисту, его творческому выявлению на сцене. Нам нужен актер, который стоял бы на уровне с писателем и режиссером. Ему должна быть понятна и доступна его высокая миссия проникновения в человеческий индивидуум, его психологию, разум. И это дается не актерским умением, не набором приемов и средств, а духовным эмоциональным богатством, личным жизненным опытом, высокоразвитым ассоциативным мышлением, которые помогают актеру найти в себе отклик на ту или иную заданную ситуацию образа, роли, чтобы создать на сцене живого человека и живую жизнь.
Задача современного артиста — суметь как можно глубже проникнуть в человека, тщательно и разнообразно вскрывая невидимые пружины его действий, поступков, препарируя на сцене его чувства, мысли. Достичь этого полного слияния с ним — вот чудо подлинного актерского театра.
Это требует еще одного, быть может, главного принципа актерского театра: фанатичного отношения к своему делу, без чего искусство вообще не искусство. Не могу не вспомнить здесь слова Жана-Луи Барро: «Театр — это любовь. Роли и спектакли можно создавать, только любя людей и те произведения, над которыми работаешь».
Без абсолютной веры в то, что я и мои партнеры делаем на сцене, невозможен актерский театр, ибо без этого не будет слияния со зрительным залом, не возникнет та вольтова дуга, которая рождает чудо театра.
СовременникУ нас сменилось уже практически три актерских поколения. До сих пор работают в «Современнике» его основатели: народные артисты РСФСР Лидия Толмачева, Игорь Кваша и Олег Табаков. Ведущее положение в труппе занимают народный артист РСФСР Петр Щербаков, заслуженные артисты РСФСР Людмила Иванова, Нина Дорошина, Алла Покровская, Валентин Гафт, Марина Неёлова, Геннадий Фролов, Александр Вокач, Елена Миллиоти, Валентин Никулин.
В современном театре важна творческая индивидуальность актера. Задача в том, чтобы создать ансамбль творческих индивидуальностей. Нам повезло: и наше среднее поколение и молодежь, пополняющая труппу, представляют собой собрание ярких, непохожих дарований, многие из которых хорошо известны не только по своей работе в театре, но и в кино и на телевидении. Так, с успехом работают лауреаты Государственной премии СССР Тамара Дегтярева и Елена Козелькова, заслуженная артистка РСФСР лауреат Государственной премии РСФСР Лия Ахеджакова, артисты Людмила Крылова, Галина Соколова, Герман Коваленко, Авангард Леонтьев, Сергей Сазонтьев, Михаил Жигалов, Виктор Тульчинский, Валерий Хлевинский, совсем молодые — Александра Турган, Валерий Шальных, Георгий Богадист, Марина Хазова, Галина Петрова, Станислав Садальский.
В нашем театре помимо главного — еще два режиссера. Ведущим в Москве стал Валерий Фокин, выпускник Школы-студии при Театре имени Евг. Вахтангова. За десять лет работы в «Современнике» он поставил более десяти спектаклей, осуществил ряд постановок на Центральном телевидении, а также в театрах и на телевидении Польской Народной Республики.
Четыре года у нас в театре работает выпускник ГИТИСа Михаил Али-Хусейн. Сейчас он проходит как бы вторую школу, учится практической работе, набирает необходимые профессиональные навыки, будучи режиссером в моих постановках «Обратной связи», «НЛО», «Эшелона» и «Спешите делать добро» (в ВНР). В 1981 г. М. Али-Хусейн осуществил самостоятельно постановку спектакля по пьесе А. Гельмана «Наедине со всеми».
Дебютировали в режиссуре наши ведущие актеры Л. Толмачева, Г. Соколова, И. Кваша.
Ведем мы и поиск новых режиссеров. Несколько спектаклей, поставленных в разное время разными мастерами, показали, что «чужая» режиссура трудно приживается в театре. Хотя каждый данный опыт дал совершенно различные результаты. Так, например, спектакль в постановке известных режиссеров кино А. Алова и В. Наумова «Тоот, другие и майор» Иштвана Эркеня, хотя и был выпущен, однако оказался неудачей и быстро сошел с репертуара театра. Зато поставленный Георгием Товстоноговым «Балалайкин и К°» стал интереснейшим экспериментом и, пожалуй, не только для нашего театра. Соединение трех компонентов: сатира Салтыкова-Щедрина, смещенная до гротеска в обработке советского писателя Сергея Михалкова, поставленная таким мастером, как Товстоногов, в сугубо реалистическом театре «Современник»,— дало, по общему признанию, чрезвычайно интересный результат и эффект.
Подобный успех театру принесла и постановка ирландским режиссером Э. Эрлендсоном пьесы Э. Олби «Баллада о невеселом кабачке».

современник  современник современник современник

 

Продолжение: часть 2, часть 3, часть 4