menu-options

«Сирано де Бержерак» (И. Соловьева. «Чудак на дуэли». - Московская правда, 1964, 20 декабря)

«Современник» до сих пор не пользовался исторической театральной гардеробной. В «Сирано де Бер"Сирано де Бержерак" 5жераке» театр переодет: действие пьесы относится к семнадцатому веку, герой – персонаж вполне исторический... Впрочем, театр тут меньше всего чувствует себя связанным обязательствами верности семнадцатому веку. Костюмы условны и небрежны, усы наведены карандашом или вырезаны из поролона – театр именно так переодет, как переодеваются к маскараду, заботясь не столько о своей неузнаваемости, сколько об остроте узнавания себя под маской. «Сирано де Бержерак» в постановке Олега Ефремова и Игоря Кваши – спектакль лирический.
Сирано играют молодые Игорь Кваша и Михаил Козаков, и очень молод их герой, но его любовь к Роксане тут оказывается не так уж и важна. Важна разве что своей парадоксальностью, ибо человек, который больше всего и отважней всего защищает свое стремление быть самим собой, – в любви должен играть роль, жить от чужого имени... «Сирано де Бержерак» в «Современнике» – спектакль лирический, потому что это похоже на исповедание каких-то сокровенных чувств и помыслов. «Сирано де Бержерак» – спектакль об угрозе «позорного благоразумия», подстерегающего поэта. После скандала, учиненного Сирано в театре, министр-кардинал неожиданно делает ему не реприманд, а выгодное предложение. Предлагает быть «при нем». Предлагает содействовать постановке пьес Сирано... Предложение соблазнительно... Сирано спешит с отказом. Он сопровождает его уже сверхгасконской фразой... Возникает традиционная для русского искусства и очень дорогая для «Современника» тема «чудака». Здесь чудак на дуэли, чудак со шпагой, чудак, который умрет сражаясь.
 

"Сирано де Бержерак" 1"Сирано де Бержерак" 2"Сирано де Бержерак" 3"Сирано де Бержерак" 4