menu-options

Лев Аннинский. "30 ЛЕТ ВЗАИМНОСТИ" (Часть 6)

Ранее: Часть 5

1999. Камера люксуриоза

Екатерина Еланская переназывает известную набоковскую «Камеру обскуру» иначе: «Смех во мраке». В пользу моего варианта приведу значения латинского слова luxuriosus: избыточный, роскошный, исполненный радости существования. В данном случае - просто ликующий. Несмотря на ужасы инсценируемого сюжета. Главную героиню лупят - она смеется.

Главный герой попадается на лжи - ему говорят: ты весь красный! - и тут соображаешь, что он в красном халате, и все это многоцветье, ярмарочное, сверкающее, ликующее - важнее краски стыда, включенной в палитру спектакля. Кажется, что жизнь очерчена пером веселого карикатуриста, увидена глазами выдуманной этим карикатуристом потешной морской свинки, для которой все трын-трава.

Люди свински обманывают друг друга, калечат тела и души, втягивают друг друга в грех и несчастье, они, набоковски говоря, «стоймя погружаются» в пучину беды, но делают это с таким упоением, в котором кайф риска равен отчаянию обреченности. Как всегда в «Сфере», зрелище заразительно. Остается вопрос: дает ли Набоков основания для такой энергетической перезарядки? Дает. Ибо восстанавливая уничтоженную реальность, лепя ее наново из праха и пепла, Набоков делает это с такой бешеной скрупулезностью, в которой куда больше магии визионера, вызывающего духов, чем мастерства иллюзиониста, ставящего опыт в темной камере. Мы стараемся всё это не упустить.

Продолжение: Часть 7