menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 1

ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГ. ВАХТАНГОВА
Альбом
СУДЬБА ТЕАТРА. Театр имени Евг. Вахтангова 1913-1996

МОСКВА «РУССКАЯ КНИГА» 1996
Авторы-составители: Ирина Леонидовна Сергеева, Маргарита Рахмаиловна Литвин
Цветная фотосъемка выполнена Б.В.Головченко
Редактор В. П. Шагалова 
Художественный редактор В. Д. Демидов
Технический редактор В. В. Горшкова
Корректор Н. Д. Бучарова

 

1. С ВАХТАНГОВЫМ

История Театра имени Евг. Вахтангова началась задолго до его рождения. В конце 1913 года группа совсем молодых - лет по во-семнадцать-двадцать - московских студентов организовала Студенческую драматическую студию, решив заниматься театральным искусством по системе Станиславского. Слухами о ней была полна тогдашняя Москва. Руководить занятиями согласился Евгений Богратионович Вахтангов, тридцатилетний актер и режиссер Художественного театра, уже составивший себе репутацию лучшего педагога по «системе».

Вахтангов не обещал, что сделает из студийцев настоящих актеров, - он говорил, что ему важнее, какими они станут людьми. Он принес из Первой студии МХТ идею нравственного совершенствования, воспринятую от своего учителя Л. Сулержицкого. Новым студийцам оказался близок пыл служения добру. С юной строгостью, набирая в Студию, организаторы с пристрастием выясняли мотивы поступления каждого и меньше интересовались актерским дарованием. 

Начать решили сразу со спектакля - выбрали пьесу Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных», написанную в мягких, чеховских тонах. Помещения своего у Студии не было, собирались каждый день в новом месте: то в крошечной комнатке студиек, то в снятой на один вечер гостиной какой-нибудь частной квартиры. Все казалось романтичным. Да и пьеса Зайцева была до краев полна любовью. Вахтангов объяснял: «Основное, что нужно сыграть в этой пьесе, - это - опьянение, опьянение от весны, от воздуха, от аромата только что распустившейся сирени... » Когда спустя три месяца, 26 марта 1914 года, «Усадьбу Ланиных» играли в Охотничьем клубе - весна уже была настоящая, воздух пьянил и все были влюблены друг в друга...

Спектакль Вахтангов поставил в «сукнах» - это становилось модным тогда, да и денег на специальное оформление не было. Купили выкрашенную в серо-зеленый цвет дешевую мешковину, несколько горшков с бутафорской сиренью изображали террасу. Чтобы сильнее ощущалась прелесть весны, надушили всю сцену одеколоном «Сирень». Играли, впрочем, неуверенно, робко, некоторых исполнителей просто не было слышно. Но неудачи своей счастливые актеры даже не заметили - отправились в ресторан отмечать премьеру, потом вместе с Вахтанговым всю ночь бродили по Москве, а утром, купив свежие газеты, хохотали над разгромными рецензиями.

После такого позора дирекция Художественного театра запретила Вахтангову какую-либо работу на стороне, и Студия решила «уйти в подполье». Каждый дал подписку, что никому не проговорится. Таинственность придавала членству в Студии новую романтику. И еще было решено, что надо начать учиться всерьез. Так, наверное впервые в истории, театральная школа была создана задолго до появления самого театра.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.