menu-options

Безопасный смех

«Примадонны» Кена Людвига в МХТ имени Чехова

На премьере в МХТ министр финансов Алексей Кудрин с удовольствием смеялся над героями, занятыми решением финансовых вопросов. В репертуаре театра появилась еще одна беспроигрышная комедия.

Январские представления «Примадонн» на основной сцене МХТ имени Чехова премьерой можно назвать, конечно, с большой натяжкой: с конца октября спектакль начали играть на арендованной сцене Театриума на Серпуховке, однако худрук театра Олег Табаков решил, что официальную премьеру следует сыграть на своей сцене. И, дождавшись окончания масштабной реконструкции, назначил теперь уже официальную премьеру. Своего рода рождественский подарок тем, кто умеет ждать.

Следует согласиться с логикой художественного руководителя: «Примадонны» Кена Людвига – как раз из тех комедий, которые надо «наиграть». Переодевания, многочисленные комедийные ситуации – всё требует чрезвычайной слаженности движений и точности исполнения. Дополнительный аргумент в пользу отложенной премьеры: герои пьесы – молодые актеры, зарабатывающие игрой шекспировских монологов и диалогов. По отзывам других персонажей, особенно им удается «Двенадцатая ночь», действие которой, как известно, разворачивается на Рождество. Одно к одному.

Коротко изложим сюжет: из газеты молодые актеры, Лео и Джек, узнают о том, что богатая и при смерти находящаяся старуха Флоренс Снайдер разыскивает своих дальних родственников, которых видела когда-то совсем еще детьми. Бедные артисты решают попытать счастья и тут узнают, что миллионерша ищет не племянников, а племянниц. Впрочем, финансовое их положение не оставляет выхода... Проблемы, разумеется, подстерегают их ежеминутно: во-первых, у старухи уже имеется одна наследница, Мэг, во-вторых, делить наследство никак не хочет влюбленный не столько в Мэг, сколько в ее потенциальное наследство пастор Дункан, в-третьих, старуха оказывается живучей, в-четвертых, Лео влюбляется в Мэг, а та, как выясняется, когда-то давно была очарована игрой Лео... Впрочем, это, наверное, уже в-пятых, и таких обстоятельств можно насчитать еще с десяток: жанр требует ежеминутного обострения ситуации, нагромождения трудностей до... шекспировских масштабов.

Трудно вообразить себе продюсера, который бы отказался от такого сюжета. Одновременно трудно представить себе продюсера, который бы безоговорочно принял ее к постановке: все-таки как ни крути, а сравнение со всенародно любимым фильмом «В джазе только девушки» – неизбежно. Надо выдумать нечто экстраординарное, чтобы это сравнение вышло в пользу спектакля.

Экстраординарность премьеры, увы, ограничивается пока завлекательным распределением: Лео и Джека играют Юрий Чурсин и Дмитрий Дюжев соответственно (причем Дюжев ради такого дела приглашен был в труппу МХТ). Сребролюбивого пастора играют «в очередь» Анатолий Белый и актер Театра Табакова Сергей Угрюмов, в роли старухи-миллионерши – Михаил Трухин, а ее родственницы Мэг – Наташа Швец.

Тут самое время заметить, что переодевающаяся в мужчину женщина обыкновенно тем самым закручивает сюжет лирической комедии. Мужчина же в женском платье – это совсем другая история, тоже, конечно, комедия, но уже эксцентрическая, с безудержным потоком гэгов, сомнительных положений и двусмысленных шуток, со всем этим надо мастерски справиться, поскольку общедоступный театр все-таки рассчитан на широкую аудиторию, обыкновенно – без ограничения возраста. На нелегком пути героев каждые пять минут положено быть шутке и соответственно смеху до колик. Если смеха нет – а добрую половину спектакля, пока во всяком случае, не смешно или смешно, но не очень, – нет и комедии. К финалу ситуация вроде бы выправляется, но общего впечатления это все же не меняет.

Режиссер Евгений Писарев приглашен был, кажется, только потому, что год назад с успехом выпустил на родной своей сцене Театра имени Пушкина другую комедию того же Людвига – «Одолжите тенора!». В театре повторение – увы, не всегда оказывается матерью учения и чаще всего использование тех же приемов и того же материала в повторе уступает «первоисточнику».

Кстати, для МХТ имени Чехова «Примадонны» – тоже в своем роде «второй спектакль», имея в виду уже идущую на сцене театра такую же коммерческую комедию Рэя Куни «№ 13», с присутствием и чуть ли не необходимостью которого в репертуаре смирились, кажется, все. Мол, и Станиславский «грешил»... Тут самое время вспомнить Шекспира, у которого Лир, выбирая между Реганой и Гонерильей, признает: «Плохие, стало быть, не так уж плохи, когда есть хуже. Кто не хуже всех, еще хорош». Тем более что «№ 13» и вправду идет при несмолкаемом смехе. По условиям жанра это обстоятельство искупает все прочие недостатки.

На премьере было заметно появление в зале Художественного театра совершенно новой публики, представители которой без стеснения поднимали ряд и выходили во время действия. Спустя несколько минут возвращались, снова тревожа соседей. Вырвать эту публику из «лап» моря «досуговых услуг», конечно, непросто и, наверное, важно. Но как не потерять при этом прежнюю театральную публику? Это вопрос.


НГ, 11 января 2007 года
Григорий Заславский
Источник: http://www.ng.ru/culture/2007-01-11/11_laughter.html