menu-options

"Ретро" оказалось глубоким

Во МХАТе поставили пьесу двадцатилетней давности

МХАТ имени Чехова показал премьеру спектакля "Ретро" в постановке Андрея Мягкова. Театр сделал вид, что с времен появления пьесы Александра Галина, то есть за двадцать с лишним лет, в мире и в театре ничего по сути не изменилось.

Так получилось, что со времени прихода во МХАТ имени Чехова Олега Табакова (то есть больше полутора лет) несколько ведущих народных актрис и актеров этого театра не получали новых работ. А старые спектакли меж тем один за другим из репертуара исчезают. Господин Табаков – и как дальновидный руководитель, и как практикующий актер – знает, что актеры должны непременно выходить к зрителю, играть на сцене, ну в крайнем случае, если им уж очень хочется, даже режиссировать иногда имеют право. Пусть не самые лучшие на свете пьесы. Но только не бездельничать.

Главное достижение "Ретро" состоит в том, что над пьесой Александра Галина поработали народный артист Андрей Мягков в качестве постановщика и три замечательные мхатовские народные артистки – Наталья Тенякова, Анастасия Вознесенская и Раиса Максимова. Они играют трех одиноких пожилых женщин, которым предложили посвататься к вдовцу. Старик этот приехал в Москву из деревни, тоже страдает от одиночества и от чужой ему городской жизни. Охотно общается он разве что с залетающими уличными птицами, хотя живет в хорошей квартире с дочерью и зятем. Дети хотят женить его исключительно из благих побуждений, чтобы отвлечь от грустных стариковских мыслей. По стечению обстоятельств все три пенсионерки – эксцентричная экс-балерина, строгая экс-медсестра из психушки и сердобольная мать семейства – заявляются одновременно, отчего конкурс невест превращается в недоразумение. Жениха играет народный артист Владимир Краснов, приглашенный Табаковым из родного Саратова для укрепления мужской труппы, дочку с мужем – Дарья Юрская и Игорь Верник.

Принято считать, что такие житейские театральные истории об одиноких стариках и их современных детях не могут устареть. "Ретро" проходит по ведомству лирических комедий – это когда вам все время смешно, а потом непременно должно стать грустно, потому что речь идет о неизбежном. Тут ни прибавить ни убавить: играй себе, как написано, используй бытовые зарисовки и не мудрствуй лукаво, а то хуже будет. Роль режиссера сводится к диспетчерской: следить, чтобы актеры говорили громко, выходили на сцену вовремя и друг друга не перебивали. И вообще – должен же быть кто-то, кто сидит на репетициях, подбадривает там участников или ругается с ними. Кто подписывает афишу и отдельно от других выходит на аплодисменты. Со всем этим Андрей Мягков, судя по всему, справился отлично. Так что если вы считаете, что самый правильный театр (или "настоящий МХАТ") – это когда на сцене горит яркий свет, стоит много мебели, а артисты в приличных костюмах честно, то есть в меру таланта и профессиональной формы, целый вечер разыгрывают немудреную, умело сколоченную пьесу с антрактом, а в конце спектакля торжественно уходят под музыку вверх по лестнице со свечками в руках,– в этом случае спокойно ступайте на "Ретро" и получайте удовольствие.

Есть, впрочем, одно обстоятельство, которое мешает забыться и получать удовольствие. Пьесе Александра Галина все-таки двадцать с лишним лет. Но театр настаивает, что действие происходит сегодня: в руках у молодой героини появляется мобильный телефон и русское издание Cosmopolitan, упоминается "Рамстор" и интернет. С арифметикой, правда, выходит нескладно – например, получается, что героиня, которая "еще застала гимназии", должна была бы уже разменять десятый десяток. А ее играет моложавая и полная жизни Наталья Тенякова. Ну да это все мелочи, важнее другое.

Конечно, проблема одинокой старости не стареет и от состояния общества почти не зависит. Но тип героя и тип драматургического конфликта со временем меняется, да еще как. Герой Игоря Верника, дипломированный историк, спекулирующий мебелью, сегодня попросту не существует – он растворился, эмигрировал или стал богатым капиталистом и не станет искать среди престарелых клиенток жену для тестя из деревни. "Ретро" написано на закате борьбы с вещизмом, но по нынешним меркам – вещица примитивная и лакировочная. Вы меня уверяете, что она написана сейчас? Но это значит, что ее писал слепой и глухой человек. И ставил, значит, такой же. Теперь и старики знакомятся иначе, и с родителями обращаются не так. И разговаривают люди по-другому, и о другом говорят. В конце пьесы отец возвращается в деревню. В 79-м он бежал обратно к природе из большого советского города. Его особенно не удерживали – даже завидовали обретению свободы. А теперь он куда едет? Помирать без электричества и пенсии? Вполне возможно, что год, когда написана пьеса Галина, кажется создателям спектакля идиллическим временем. И если бы они поставили "Ретро" именно как ретро, как лирическое воспоминание, вот тогда можно было бы обсуждать, насколько это современная постановка и о чем ее появление свидетельствует.



Коммерсант, 31 января 2002 года
Роман Должанский
Источник: http://kommersant.ru/doc/308343