menu-options

Дарио Фо стал жертвой случая

Пьесу нобелевского лауреата поставили в Театре сатиры

В Академическом театре сатиры выпустили спектакль "Случайная смерть анархиста" по пьесе лауреата Нобелевской премии, знаменитого итальянского драматурга Дарио Фо. Поставил спектакль режиссер и ведущий телевизионных розыгрышей "Русского лото" Михаил Борисов. РОМАНУ Ъ-ДОЛЖАНСКОМУ в очередной раз случилось недоумевать по поводу нынешнего состояния некогда популярного театра.

При виде имени Дарио Фо на афише Театра сатиры у меня, признаюсь, возник даже легкий энтузиазм: все-таки это оригинальный репертуарный ход. Не заигранная хрестоматийная классика, не новая драма, которую предлагается любить только за то, что она новая, не заведомая развесистая клюква про то, как муж возвращается из командировки, а пьеса знаменитого итальянского актера и драматурга, живого классика, лауреата Нобелевской премии. Написана 
она, правда, была давно, в начале 70-х, да и на русском языке появилась наверняка не вчера: автора перевода Тамары Скуй вот уже несколько лет как нет в живых. Значит, у режиссера должны быть веские основания для постановки.

Сочинение Дарио Фо на поверку оказалось неоправданно затянутым анекдотом о нравах миланской полиции. В кабинеты стражей порядка проникает некий сумасшедший субъект, который случайно узнает о скандальном деле: некоторое время назад из окна комиссариата выпал и насмерть разбился анархист, которого подозревали в организации террористического акта на вокзале. Покончил ли он жизнь сам, случайно упал из окна или был с какой-то целью устранен, осталось загадкой. И вот склонный к перевоплощениям и играм псих выдает себя за судью из столицы и, вызвав переполох среди полицейских чинов, проводит нечто вроде дознания. Естественно, полицейские обнаруживают свое скудоумие и полную служебную непригодность, а главный герой куражится почем зря, покуда правда не выходит наружу — не без вмешательства молоденькой журналистки.

Можно было бы нафантазировать за Михаила Борисова несколько поводов для постановки Дарио Фо. Вряд ли он хотел посмеяться над итальянскими стражами порядка тридцатилетней давности — нам-то что до них? Может быть, он решил, что пора Театру сатиры заняться сатирой и намекнуть на никчемность отечественных правоохранительных органов. Ничем этот замысел режиссер не выдал. Может быть, он решил, что, коль скоро Фо считается продолжателем традиции комедии дель арте, самое время устроить карнавал масок. Действительно, несколько раз на сцену ни к селу ни к городу выскакивают клоуны в балахонах и колпаках и под музыку размахивают конечностями. Так что если и был подобный замысел, воплощение его ничтожно.

Может быть, срочно требовалась роль для отличного актера Федора Добронравова, с недавних пор работающего в Театре сатиры. Господин Добронравов делает все что может: ему хорошо удаются ернические превращения самозванца, его гримасы и даже акробатические номера. Вообще, у него довольно куража и лицедейской самостоятельности, чтобы держать внимание зала и при плохой режиссуре. Например, в начале спектакля режиссер велит ему напрямую общаться с публикой. Кстати, у Дарио Фо это прекрасно получается: пятнадцать лет назад он приезжал в Москву и показывал спектакль-памфлет, где очень зло и остроумно пародировал ныне покойного Иоанна Павла II и искал таким образом контакта с московским залом, оцепеневшим от такого проявления свободы слова и не решавшимся смеяться. Но в спектакле Театра сатиры законы общения с публикой не прописаны и не заданы, поэтому сильный театральный прием вызывает лишь неловкость и впоследствии не используется.

Неловкость вызывает и весь спектакль в целом. "Случайная смерть анархиста" кажется случайной затеей, сделанной на очень скорую руку. Спектакль лишен как признаков какого-либо стиля, так и ритма — музыка Россини в беде не помогает, а скорее выдает несостоятельность замысла. Декорации Андрея Золотухина, черно-белые "негативные" картинки на ширмах, чем-то похожи на оформление приснопамятной телепередачи "Вокруг смеха". Манера игры тоже напоминает о телевизионной необязательности: кажется, что актерам, как в "КВН", дали минутку на творчество, по истечении которых они предъявляют решение той или иной сцены — что родилось в возбуждении и экстремальной спешке, тому и смейтесь, дорогие зрители. Но веселья и находчивости "Случайной смерти" не хватает. Может быть, такой подход органичен для режиссера Михаила Борисова, известного телезрителям в качестве ведущего розыгрышей "Русского лото", экспрессивно выкрикивающего: "Стоп, игра!", но на сцене этот метод приводит к досадному результату.

Впрочем, "Случайная смерть анархиста" выдает растерянность не только постановочной группы, но и всего Театра сатиры в целом. Некогда популярный, сегодня он выглядит очень тоскливо, катится по инерции, на холостом ходу, причем обороты падают с каждым сезоном. Поневоле вспомнишь о пресловутой реформе, от которой театральные деятели в прошлом году криками и заклинаниями временно отбились. Театры, если разумно осуществить преобразования, должны или заниматься творчеством за счет бюджета, или бороться за зрителей. Так сказать, либо богу (то бишь искусству) свечка, либо черту (то бишь кассе) кочерга, либо, если очень повезет, все вместе. И если руководители не знают, что делать, если театр производит один за другим негодные, несовременные, безадресные продукты,— так пусть прогорит! А тут даже на премьере едва заполнили партер тысячного зала в центре города — и ничего страшного, будут катиться дальше, к новым творческим победам.


Роман Должанский
Газета "Коммерсантъ", №25 (3356), 11.02.2006
Источник: http://www.kommersant.ru/doc/648815