menu-options

Не спектакль, а крем-брюле

"Таланты и поклонники" в Театре сатиры

Московский Театр сатиры показал премьеру "Талантов и поклонников" по пьесе Островского. Спектакль режиссера Бориса Морозова, возглавляющего Театр армии и приглашенного в Театр сатиры на постановку, разыгрывается за кулисами еще одного театра – старого, провинциального и очень плохого.

Островский написал чудеснейшую пьесу про то, как молодую и талантливую актрису провинциального театра Сашу Негину ломает жизнь. Как покупают и перекупают ее расположение состоятельные поклонники, как чистую любовь студента Пети она в конце концов отвергает, уезжая из города содержанкой богатого помещика. В комедии "Таланты и поклонники" много юмора и горечи, трезвого знания правды жизни и нравов театрального закулисья и много неотпускающей любви к театру, которая, разумеется, вдохновляет и тревожит любого режиссера, достающего с полки старую пьесу. Художник Сергей Бархин придумал, что действие спектакля Бориса Морозова должно вообще целиком происходить в театре. Поэтому действие этих "Талантов и поклонников" разыгрывается словно в закулисье, а к зрителю обращены изнанки неких декораций. В углу сцены стоит колесо, с помощью которого в театре от века имитируют звук ветра. Лошади, на которых катаются герои по улицам, бутафорские, крашенные золотистой краской, и они кружатся на одном месте. А в конце спектакля через сцену проезжает смешное купе поезда, в котором уезжает героиня с матерью и покровителем. В изнанках декораций все время чернеют выходы на ту, "настоящую", сцену, которая обращена к нам тылом. Именно туда в финале ходят кланяться все действующие лица, прежде чем выйти на поклоны к нам, зрителям реальным.

Прием "театр в театре" несколько моложе, чем мир и чем сам театр, но обсуждать его всерьез сегодня все-таки уже поздновато. Весь вопрос в том, какой именно театр хотел показать в "Талантах и поклонниках" режиссер. Если плохой, то замысел воплощен, но тогда несколько странен сам замысел.

Только в плохом театре пьесу Островского, в которой на самом деле кипят нешуточные страсти и речь идет о жизненном выборе, стали бы играть как какую-то старинную салонную безделушку, просто подкидывая в воздух реплики и только что не подмигивая зрителям на самых удачных. Не в самом лучшем театре окунули бы весь спектакль в цвет крем-брюле, оставив нетронутыми только павлина под колосниками, костюм на актрисе Алене Яковлевой, играющей актрису Смельскую просто шлюхой, да жилет на актере Михаиле Державине, не слишком трогательном в роли трогательного влюбленного старика. Вообще, только в плохом театре сделали бы столь странное распределение ролей, из-за которого концы с концами в пьесе решительно не сходятся. Вот, например, Вера Кузьминична Васильева – чудесная, обаятельная актриса. Но Домна Пантелевна, мать Негиной, не может быть просто сладкой цыпочкой: она хоть и "старуха Островского", но женщина практичная, хваткая, циничная даже, а таких красок у госпожи Васильевой нет.

Сама главная героиня тоже не за свое взялась. Марина Ильина в роли Негиной выглядит опытной женщиной, которая почему-то просто сильно припозднилась с выбором нравственных приоритетов. Во всяком случае, любовь со студентом Петей (очень талантливый молодой актер Борис Тенин – единственный, кто в этом спектакле на своем месте) выглядит столь откровенным мезальянсом, что странно было бы ожидать иного исхода взаимоотношений. Тут и актерская карьера ни при чем. А у Островского все выстроено строго и точно, трактовать его героев можно по-разному, но логику поступков отменить нельзя.

В общем, все это не имеет никакого отношения ни к жизни, ни к реальности, ни к здравому смыслу. В какой-нибудь другой день эта никчемная абстрактность творящегося на сцене Театра сатиры, возможно, и досаждала бы, но в тот вечер, когда в больницах города от газовых отравлений продолжали умирать недавние заложники, хотелось даже поблагодарить театр за то, что хотя бы на три часа сумел оторвать тебя от экрана телевизора и заставил разбираться в своих глупостях. Наверное, не все собиравшиеся на премьеру комедии нашли в себе силы (или потребность) вырваться из плена угнетающего информационного потока. Во всяком случае, помнящий аншлаги зал Сатиры был заполнен едва на две трети. В более спокойные дни, возможно, все будет иначе. Тогда-то и можно будет – хоть бы и методом от противного – проверить закон, выведенный антрепренером Мигаевым, героем пьесы "Таланты и поклонники": "Делает сборы – значит, талант".

 

Коммерсант, 28 октября 2002 года
Роман Должанский
Источник: http://www.kommersant.ru/doc/348369