menu-options

Первомайское свингство

"Хомо Эректус" в Театре сатиры

Елена Подкаминская и Олег Вавилов изображают любовную страсть с помощью гимнастических упражнений

Ко Дню святого Валентина Театр сатиры выпустил спектакль "Хомо Эректус". Сотрудничество двух самых одиозных фигур современного театра, драматурга Юрия Полякова и режиссера Андрея Житинкина, дало на выходе взрывоопасную смесь, считает МАРИНА Ъ-ШИМАДИНА. 

Пьесу "Хомо Эректус, или Обмен женами" нынешний главный редактор "Литературной газеты", а в прошлом скандальный беллетрист Юрий Поляков написал специально по заказу Александра Ширвиндта. С тех пор прошло несколько лет, "Хомо Эректус" вышел в свет и дал название целому сборнику пьес и инсценировок, а спектакль в Театре сатиры все не получался. Сначала за постановку взялся руководитель Нового театра Вячеслав Долгачев, но актеры и режиссер, по словам самого Юрия Полякова, не смогли найти общий язык, и все переругались из-за политического контекста пьесы. Одни считали, что драматург правильно изобразил циничное современное общество, где все покупается и все продается, другие называли пьесу поклепом на нашу демократию.

По сюжету пьесы богатый бизнесмен, прочитав в журнале "Хомо Эректус" (латинское название человека прямоходящего стало в пьесе весьма двусмысленным) статью о свингерах, решает устроить у себя дома свинг-вечеринку и дает в том же журнале объявление: мол, молодая супружеская пара без комплексов приглашает единомышленников вместе отметить первомайские праздники. На этот призыв откликаются две пары: интеллигентные очкарики, муж-журналист и жена-культуролог, и загримированный известный социал-демократ, "совесть русской интеллигенции", с развязной проституткой, изображающей его жену. Герои знакомятся, выпивают и начинают играть в бутылочку на раздевание, но их эротические игры прерывает еще один запоздавший гость, коммунист-подпольщик Вася, принявший объявление в "Хомо Эректус" за призыв к пролетарской сходке. Столкновение рабочего класса с кровопийцами и эксплуататорами трудового народа совершенно расстраивает вечеринку, и от стриптиза физического герои переходят к стриптизу душевному и вываливают друг другу всю свою подноготную. У каждого из персонажей обнаруживается свой "скелет в шкафу", и каждый второй оказывается не тем, чем представлялся вначале.

Надо отдать должное писательскому таланту господина Полякова, сумевшего и развлечь публику пикантной историей, и высмеять по дороге все классы современного общества, и заявить о своей собственной крайне левой политической позиции. Получившийся коктейль из эротики и политики способен сбить с ног любого режиссера, но только не Андрея Житинкина. Вызванный в Театр сатиры в качестве скорой помощи режиссер не имеет каких бы то ни было политических пристрастий, зато знает толк в смаковании пряных и щекотливых ситуаций и любит обнажать человеческие пороки. Для него пьеса Юрия Полякова просто подарок судьбы. Тут что ни тип, то вор, подлец и мерзавец, а женщины — либо проститутка, либо обманщица, либо ненормальная. И всех этих людей можно заставить исповедоваться, как на допросе.

Идеология при этом отходит на второй план. И когда подпольщик Вася, размахивая, как Илья Муромец, мечом из домашней коллекции "нового русского", ставит разложившихся буржуев на колени и начинает свой пламенный монолог о трехголовой гидре капитализма — политиках, бизнесменах и продажной прессе,— это выглядит не как политическое заявление, а как дешевая клоунада. Хотя реплики о "продажной Думе" поощряются из зала криками "браво".

По большому счету режиссеру все равно, кого разоблачать на сцене в прямом и переносном смысле — демократов, либералов или римских императоров. Главное, чтобы у разоблачаемых фигура была стройная и подтянутая. Актеры Театра сатиры Олег Вавилов, Юрий Васильев, Алена Яковлева, Светлана Рябова, Антон Кукушкин и Елена Подкаминская демонстрируют отличную физическую форму. Три часа они носятся по сцене как ужаленные, танцуют на столах, изображают драки и любовные сцены, и все это с завидным энтузиазмом, который пьеса Юрия Полякова нормальному человеку внушить не может. Видимо, покинув Театр на Малой Бронной и оказавшись опять на вольных хлебах, Андрей Житинкин снова ощутил недюжинный прилив энергии, которая передалась и актерам. И если этот спектакль можно назвать вульгарным, коммерческим, скандальным и даже политически ангажированным, то скучным его никак не назовешь.
 

Газета "Коммерсантъ", №27 (3111), 16.02.2005
Источник:  http://www.kommersant.ru/doc/547815