menu-options

Драматург Арбузов, и нет ему конца

Обращение МХАТа им. М. Горького к одной из лучших послевоенных драм Алексея Арбузова «Годы странствий» в ознаменовании 60-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, думается, не случайно.

Театр, руководимый воспитанницей школы Художественного театра, знаменитой актрисой Татьяной Дорониной, на наших глазах «без помпы и реклам» упорно сохраняет верность мхатовской доверительной традиции в разговоре со зрителем.

И потому не случаен выбор драматурга, всегда рассказывающий о своих героях с интонацией русского интеллигента, не деля их на «положительных и отрицательных», за что ему ни раз «доставалось» в былые времена от советской критики.

Именно этой интонацией, столь близкой драматургу, режиссер-постановщик нынешней премьеры Юрий Аксенов насытил партитуру спектакля.

Судьба таланта, как правило, исполнена истинного драматизма. И потому судьба главного героя драмы Александра Ведерникова не исключение. Он проходит трудный путь познания жизни и своего места в ней. И от этого он становится для нас, зрителей, еще привлекательней. Арбузов исключительно театральный писатель по умению создавать роли для актеров. Да, он видел своих персонажей в реальности, но насытил их таким поэтическим светом, который позволяет актеру в умелых руках режиссера быть настоящим творцом на сцене. И Максим Дахненко в роли Александра Ведерникова блестяще это доказывает. Да, его герой - фантазер и выдумщик. Но с первых мгновений его появления на сцене вы чувствуете, что за всей этой бравадой кроется какая-то тайна характера, которую актер нам раскрывает по мере движения драмы, предлагая почувствовать все новые грани яркой, талантливой личности своего героя.. Актеру доступно самое трудное: умение показать своего героя в динамике, в процессе его становления. Показать, как юношеский пыл сменяется зрелостью мужчины, умеющего бороться за дело, за любовь, за отчизну, но при этом утверждая право на собственные открытия, ошибки и победы.

Сегодня кажется странным, что подобный «индивидуализм» характера Ведерникова вызывал протесты критики начала 50-х годов прошлого века, когда появилась пьеса в журнале «Театр», а затем на сцене Московского театра им. Ленинского комсомола, где, однако, десять лет имела оглушительный успех.

Зрители послевоенных лет безоговорочно приняли героя. Секрет, видимо, в том, что пройдя через собственные «годы странствий», когда только-только оттаивали сердца от военной беды, каждый в зрительном зале по - своему оценивал этот дар Ведерникова - любить жизнь и право на талант! Неспроста драматург окружил своего героя персонажами, которые при всей своей непохожести, несут своеобразную ауру влюбленности в главного героя.

Вот друг Ведерникова по мединституту Михаил Лаврухин. В этой роли один из великолепных актеров театра Валентин Клементьев. Он создает образ друга-недруга, натуру цельную, мужественную, которому присуща легкая ирония над собой, что нет у него ведерниковского таланта, что не обладает он даром влюбить в себя любимую женщину Ольгу. Юрий Болохов в роли Павлика Тучкова тонко и проникновенно играет влюбленность в жену Ведерникова Люсю, оставаясь для нее молчаливым пажом, боясь оборвать связующую нить дружбы. За эту дружбу и в память о Павлике, мама которого хотела видеть сына знаменитым, уже в годы войны Ведерников отдаст ему авторство изобретенного им препарата, что спасет тысячи жизней солдат.

Или женщины, с которыми Ведерникова связывает чувство любви.

В прошлом - это Галина. Актриса Елена Катышева мастерски показывает незаурядность своей героини. Она способна и к жесткой оценке своего чувства к Ведерникову, ведь это она сама придумала ему «волшебное будущее», в котором первое место оставила себе. Урок не прошел даром. И вот она уже боится нового чувства, когда в сибирской эвакуации встретит Архипова. В этой роли Александр Дмитриев замечательно играет человека, который несмотря на свои регалии, чрезвычайно растерян встретив красавицу Галину.

В настоящем - это Люся, жена Ведерникова. В проникновенном исполнении Оксаны Соломяной эта юная, восемнадцатилетняя жена любит мужа за...красоту и отдается своему чувству с такой силой, что Ведерников, не очень обращая внимания на ее ревность, лишь позволяет себя любить. Тяжелая работа на танковом заводе, забота о маленькой дочурке, и непрерывное ожидание писем, то, чем жили миллионы ее современниц, преобразуют характер юной женщины, что тонко доносит до нас актриса. И потому ее героиня так стойко переносит известие о том, что Ведерников полюбил другую и с ней прощается навсегда.

Но, как оказалось в финале драмы, Ведерников вернется именно к ней, к своей семье. Военные годы изменили ее и самого Ведерникова, который разглядел в этом маленьком мужественном существе умение любить просто и мудро, принимая характер своего исключительного мужа как данность.

Любить так, как судьба отказала его возлюбленной Ольге, прежде появившейся в драме как будущая жена Михаила Лаврухина.

Актриса Татьяна Шалковская, разумеется права, наделяя Ольгу чертами юношеского максимализма, в представлении которой любить - это «научить, помочь, спасти». Словом, принести себя в жертву. Но беда в том, что и Лаврухину, и Ведерникову «жертв» не надо: они слишком сильные духом мужчины, не требующие сострадания. В этом трагедия Ольги, к сожалению, не замеченная актрисой, которая ведет всю роль в однообразном пафосном тоне. А ведь «Годы странствий» прошли и для Ольги не даром. Они заставили ее взглянуть на само чувство любви по-иному, что и стало причиной ее решения уйти из жизни Ведерникова навсегда. Арбузовская драма населена разнообразной палитрой характеров действующих лиц. Она близка мхатовской сценической традиции создания многоголосого ансамбля, в котором каждый актер, как бы мала ни была его роль, ведет свою мелодию, вливающуюся в гармонию спектакля. Так, трудно представить этот спектакль без тети Таси в исполнении замечательной мхатовской актрисы старшего поколения Любови Стриженовой. Обаяние, доброта, излучаемые ею, буквально завораживают. Тетя Тася в прошлом опереточная актриса, и судя по тому, как беря в руки гитару она изумительно поет романс, обладала большим талантом. Уйдя со сцены, она вырастила двух племянниц Ольгу и Нину.

И сколько мужества, прочитывается в игре Л. Стриженовой, когда она провожает на фронт Ольгу, и сколько счастья в финале драмы, когда ее мечта видеть Нину актрисой осуществилась. И по-настоящему жаль, что рядом с Любовью Стриженовой проигрывает не только Татьяна Шалковская - Ольга, но и Ирина Фадина, которая просто обязана в роли Нины по-своему, конечно, но повторить шарм и обаяние «тети Таси», чтобы мы, зрители, увидели в Нине то, какой та была в молодости.

Из многоголосья действующих лиц драмы Алексея Арбузова режиссер-постановщик Юрий Аксенов создает такую полифонию спектакля, в котором актер, даже появившийся на недолгое время, творит образ, отмеченный временем. Как, скажем, это удалось Станиславу Курачу в небольшой роли Прохожего - открытого душевного парня. Или Андрею Погодину и Марии Янко, играющих счастливую супружескую пару медиков, отправляющихся на работу в довоенный Нарьян-Мар.

И актрису Наталью Пирогову в роли санитарки Зойки Толоконцевой тоже не забудут зрители. У ее героини всего лишь несколько сценических минут, но мы почувствовали и ее бойкий характер и горечь безответной любви к Ведерникову. И потому ее смерть вызывает душевный отклик. Запоминается какой-то особой мудростью к жизни и бывалый старший сержант Солдатенков в исполнении Владимира Ровинского.

Точными штрихами рисуют образы своих персонажей актеры Борис Бачурин (водитель машины), Екатерина Катюхина (девушка из цеха), Павел Ордин (артиллерист), К. Ананьев, А.Потапкин и А.Рыжков - безымянные солдаты у переправы.

Хотелось бы отметить удачный прием режиссера -постановщика Юрия Аксенова, когда актеры в перерыве между картинами спектакля перед закрытым занавесом, но уже чисто пластически, продолжают «действие» предыдущей картины.

И потому, может быть, врезается в память согбенная фигурка еле бредущей на завод Люси Ведерниковой (Оксана Соломяная), только что получившей роковое письмо от любимого мужа.

Достойный соавтор режиссера художник Владимир Серебровский, воссоздавший в первом акте довоенную зеленую окраину Москвы с ее дачами, самоварами и полисадничками. Именно на такой даче, где всегда рады гостям, впервые встретились наши герои, а в финале вернулись с войны.

Художник замечательно воссоздает и декорации комнатки в сибирской эвакуации, и маленькой квартирки на том же Соколе, когда немцы так близко были к Москве, и прифронтовую полосу, где наши солдаты готовятся к последнему бою за взятие Берлина.

И на всем протяжении спектакля звучит музыка, аккомпанирующая чувствам героев драмы. Эмоционально точно музыкальные оформители спектакля Валерий Соколов и Александр Самовер включают в атмосферу довоенного и военного времени знаменитые песни Леонида Утесова и Клавдии Шульженко. И не только.
В спектакле звучат и те песни о войне и подвиге нашего народа, которые возникли гораздо позже, но стали любимыми. В записи мы слышим голос Олега Борисова с песней «И все-таки мы победим» Петра Тодоровского и Григория Поженяна.

Знаменитый «Последний бой» Михаила Ножкина удивительно проникновенно исполняет артист МХАТ им. М.Горького Олег Цветанович. Под этот голос режиссер выстраивает замечательную мизансцену на просцениуме - двое солдат о чем - то разговаривают, а лицо третьего, самого молодого, освещенное лучом света - артист А.Потапкин - выражает такую гамму чувств тоски по родному дому, что этот эпизод стал одним из самых сильных моментов спектакля.

Так возникает поэтично звучащий со сцены рассказ о юности поколения, на плечи которого пришлись военные годы странствий. Словно в доказательство непреходящей ценности драмы Алексея Арбузова, замечательного летописца своего времени, своего поколения, которое стало нам еще ближе благодаря замечательному режиссерскому и актерскому исполнению в Московском Художественном Академическом театре им. М.Горького.
 


Источник : Марина Истюшина, Парламентская газета, апрель 2005 г.
Источник: http://www.mxat-teatr.ru/docs/tpl/doc_clean.asp?id=191&