menu-options

Вкуснее "Голубого сала"

Юрий Поляков написал пьесу, а Станислав Говорухин ее поставил

Всем, кто испытывает хоть какие-то сомнения в возможности существования машины времени, рекомендуется срочно посетить МХАТ имени Горького. А точнее спектакль "Контрольный выстрел", поставленный народным депутатом Станиславом Говорухиным в свободное от основной работы время. За очень небольшие деньги (билет в партер стоит не дороже ста рублей) это произведение искусства перенесет вас на полстолетия назад. В те благословенные времена, когда действующие лица делились с залом сокровенными мыслями и чаяниями, а в их списке требовалось пояснять социальный статус персонажа: Иван Афанасьевич Кораблев - академик; Вера Михайловна - его жена, профессор; Владимир Ильич Корзуб - олигарх; Марк Львович - издатель.

Пьеса рассказывает о том, как внучка академика, любившая моряка-подводника из соседней квартиры, вышла замуж за олигарха, и объясняет, в чем состоят издержки подобной нравственной позиции. Перед зрителями проходит целая галерея социальных типов - кандидат наук Светлана Петровна, работающая дворничихой, ее дочь студентка Галя, торгующая своим телом, участковый милиционер Нурали Худайназарович Кабулов, то и дело восклицающий "Ай, шайтан!", а также вызывающие крайнюю неприязнь зрителей телохранители олигарха. Непревзойденным с постмодернистской точки зрения является текст пьесы, явно написанный под впечатлением от произведений Алексея Сурова и Александра Корнейчука. С первым Полякова роднит идеологическая прямота, с последним - добрый незамысловатый юмор. Для вящего комизма жена академика изучает блатную феню и ботает на ней не хуже уголовников из знаменитого сериала Говорухина, а участковый среднеазиатского происхождения в исполнении народного артиста России М.Л. Янко говорит почему-то с грузинским акцентом. Некоторую эстетическую сумятицу вносит лишь то обстоятельство, что пьеса написана по живым впечатлениям от сегодняшней жизни, в связи с чем персонажи не только рассуждают об Интернете и дивидендах, но и клеймят действительность. Принципам социалистического реализма, взятым автором на вооружение, это явно противоречит.

Зато абсолютную, непогрешимую верность этим принципам являет собой постановка описанного произведения. Эстетический шок испытываешь, как только раздвигается занавес. Памятник пионеру, две скамейки в натуральную величину и задник, на котором изображен утопающий в зелени фасад сталинской высотки, хороши необыкновенно. Сравниться с ними могут лишь интерьерные сцены "Контрольного выстрела". Одна из них изображает квартиру академика, вторая - рабочий кабинет олигарха. Сложно сказать, что больше вдохновляло режиссера - спектакли конца сороковых годов, фотографии которых украшают фойе театра, или же фильмы тех же лет. Дотошно, со знанием дела знаменитый киномастер реконструирует мизансцены первых и цветовую гамму вторых. Удачно найден сценический эквивалент такому кинематографическому понятию, как крупный план: занавес закрывается и персонаж на авансцене - один, в луче прожектора - делится со зрителями наболевшим. Артисты играют хорошо, с душой, а обращаясь в зал, едва не пускают слезу.

История искусства знает немало случаев, когда ретроград от политики оказывался авангардистом в области искусства. И наоборот. Чего стоит хотя бы Юкио Мисима, консерватор и декадент в одном лице. У Говорухина и Полякова идеологические и эстетические принципы являют собой неразрывное единство. И именно это помогает им достичь той чистоты внутреннего порядка, о которой мечтать не смеет Владимир Сорокин с его жалкими попытками имитировать большой советский стиль. Зря старается. Как у Полякова с Говорухиным все равно не получится. И ни у кого не получится. И нигде не получится. Место встречи с этим искусством изменить нельзя.

 

Время новостей, 8 мая 2001 года
Марина Давыдова
Источник: http://www.vremya.ru/2001/79/10/9487.html