menu-options

Жажда жизни

«Бабуль, а это что, сказка?» — «Нет, детка, мы так жили. Как сейчас помню, я была чуть постарше тебя…». Что было дальше, я уже не слышала, когда над ухом пролетела другая реплика: «Молодость вспомнили, как хорошо!», и где-то возмущался молодой голос: «Вот и мой Женька — типичный Колесов, только я его уж точно не прощу».

Разговоры в зрительном зале.

17 сентября состоялся премьерный показ спектакля «Прощание в июне» Вампилова во МХАТе им. М.Горького и зрительские обсуждения, милые улыбки — то, что утверждает состоятельность того искусства, которое ненавязчиво заставляет думать, чувствовать, переживать, выявляющего не только пороки нашего дня, но и нечто единое, всегда актуальное. В нашем спектакле совестливость — вечная тема и, конечно же, любовь, молодость, дружба.

Мысль об этой постановке возникла у художественного руководителя театра народной артистки СССР Татьяны Дорониной — человека не только чуткого ко всему, что происходит в обществе, но и одаренного еще тем гражданским беспокойством, которое не позволяет перекладывать на других общую нашу ответственность за судьбу Родины. Не случайно в наше время устоялся однозначный перечень условий, необходимых для процветания молодого существа в «обновленной» России: иметь «зелененькие», дачки, тачки, думать только о себе, заботиться только о себе, жить исключительно для себя! Но душа истинная, так или иначе, просит чистоты той, чем в полной мере полнится пьеса Вампилова.

Можно было бы по-разному подойти к решению спектакля. Например, «состряпать» ностальгический «винегрет», а то и вовсе мюзикл. Осовременить здесь, замазать там, одним словом, схема известная. Но МХАТ пошел своим путем. И пьеса решена так, как шла бы она, когда создавалась. Вот, словно бы говорят создатели спектакля, смотрите: таким был тот театр, такими принимали и любили мы наших героев.

На сцене — теплое лето человечности 60-х. Необычайно простой сюжет: хулиган, полюбив дочь ректора, оказался в результате рада коллизий перед нравственным выбором — либо диплом, либо любимая. Вот, собственно, и все. По современным меркам, пропагандирующим вычурность сюжета, переизбыток, жестокость, перец, секс, пьеса Вампилова, казалось бы, просто нежизнеспособна. Но вопреки всему постановка Татьяны Дорониной зажила и в наше время полноценной, энергичной жизнью, наполненной всеми цветами радуги, зажила мощно, дыша всей грудью. Это спектакль, который улыбается и заставляет улыбаться других.

Герои вампиловской пьесы утверждают — да, вот так было, и люди так жили — шутили, спорили, пели, переживали. Они были простые и искренние, как вот эта березовая роща, пронизанная лучами теплого солнца, полнящаяся звуками поющих птиц. Когда открывается занавес, эта чудная картина во всю ширину и высоту огромной мхатовской сцены, по всем правилам русской реалистической школы, выписанная художником Владимиром Серебровским, не шутя, захватывает дух. Именно здесь встретятся он и она — Таня (А. Тюряева) и Коля (Андрей Чубченко), здесь начнется история их любви.

И зрителю сразу понравится этот веселый, симпатичный парень, проказник, угодивший на пятнадцать суток, юморист и хохмач, у которого есть мечта — вывести особый вид альпийской травы и засеять ею косогоры. Он — будущий селекционер и, конечно же, неисправимый романтик, не расстающийся с подругой-гитарой.

Артист Андрей Чубченко широкими мазками рисует своего героя через себя, делая его живым и искренним во всем: в любви (с таким неподдельным чувством он неповторимым низким тембром будет петь из Визбора «Ты у меня одна, словно в ночи луна...»), в честолюбивых колебаниях «купить» диплом ценой любви. Сейчас, когда дипломы продаются готовенькими на каждом углу, эта тема звучит живым упреком утерянного статуса высшего образования.

Утонченной, изящной предстает перед зрителями Таня — скромная девушка в простеньком ситцевом платьишке. Это божественный тип девушек середины XX века. Девственная нимфа, явление чистоты и наивности, то, что утеряно сейчас бесспорно. Молодая, талантливая актриса А. Тюряева наделяет свою героиню женственным очарованием молодости. Нежный голос, робкая интонация, легкая, чуть неуверенная походка, открытый взгляд — все в ней странно для современной молодой поросли. Для них, расцвеченных в неон, с развязной походкой «от бедра», забивающих свои юные лица тонной неумелой косметики, общающихся друг с другом посредствам западного сленга с оттенком отечественной нецензурщины, Таня выглядит инопланетянкой. От такого разительного контраста привлекательность вампиловской героини на сцене МХАТа становится определяющей, зовущей за собой, и хочется быть именно такой, как она, — кроткой и правдивой.

С каким тонким, любовным восприятием того времени воссоздает Татьяна Доронина каждую мизансцену! Спектакль постепенно обретает черты лирической поэмы, написанной нежными, пастельными тонами сквозь тихий перебор гитарных струн. Это добрая память о прошлом. Да, ностальгия, но призванная нашим временем, как спасение, чтобы быть актуальной, чтобы оказаться воспринятой и обрести наконец вторую жизнь. Оттого молодые зрители, которых во МХАТе всегда много, смотрели спектакль очарованными глазами. И это, конечно, победа.

Дело, видимо, и в том, что молодые актеры поверили в искренность героев пьесы.

До чего хорош Букин (Максим Дахненко)! В нем все через край — эмоции, жесты, заразительный смех. Он «комик-пародист», душа компании, «несерьезная личность». Но роль получилась более объемная и интересная еще за счет того, что артист сумел посмотреть глубже, увидеть больше в душе своего героя — а именно просто хорошего, доброго парня Ваську, который знает, что такое преданность в дружбе. В напряженный момент дуэли с молодым карьеристом Фроловым (Юрий Болохов) само собой уйдет его напускное младенчество, и будет он переживать «не только за себя», но и за друга.

Не лишен честности, человечности и долговязый Гомыра (Павел Ульянов) — чудак, ненавистник противоположного пола, пьяница и скандалист, он наступит-таки «на горло собственной песни» во имя личного счастья своего единственного друга Васи.

Студенчество, веселые песни под гитару, свадьба, дуэли, шутки, первые шаги в большую жизнь, первые проблемы, выявляющие внутреннюю суть каждого, — такова молодость во все ее времена.

Протестом положению безысходности нашего времени, когда любовь подменяется развратом, искусство — мычанием, а душа покупается за у.е., спектакль уверенно утверждает любовь, искусство и душу в их первозданном явлении. Именно внутренняя наполненность, жаркое желание воскрешения истинных человеческих взаимоотношений дают постановке необычайную силу, динамику и, главное, — правдивость. Жажда жизни расставляет все на свои места. И это именно то, что всегда было основой театра, а ныне изгоняется шутовствующим эпатажем, но то, к чему осталась тяга, именно такой театр зритель встречает с большой радостью.

По окончании действа и у актеров, и у зрителей одинаково блестели глаза. Стена времени рухнула — премьера состоялась.
 

Источник : Мария Мономенова, Советская Россия, 25 сентября 2004 г.
http://www.sovross.ru/old/2004/124/124_4_2.htm