menu-options

Русский водевиль: чтобы всегда любили

Среди богатств отечественной драматургии свое место, безусловно, принадлежит водевилю. Не второстепенное, а именно свое. Наивный и вроде бы совсем непритязательный, он в лучших образцах не просто развлекает, но и мысль несет, радует открытием каких-то граней человеческого характера. И, конечно (в чем суть!), все это не «сурьезно-назидательно», а легко, играючи, со смехом, шуткой, пением.

Татьяна Доронина так и назвала новый спектакль, который она поставила на сцене руководимого ею МХАТа имени М.Горького — «Русский водевиль». В этом театре уже несколько лет с успехом показывают программу чеховских водевилей в постановке народного артиста СССР Эмиля Лотяну. А новая работа по драматическому материалу пошла вглубь позапрошлого века к Н.А.Некрасову и В.А.Соллогубу. У велиого поэта найдена сценическая шутка «Актер», у автора знаменитой в свое время повести «Тарантас» взят не менее знаменитый и прошедший многократное репертуарное испытание водевиль «Беда от нежного сердца». Две пьесы — два акта спектакля, который дарит зрителям великолепное настроение.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что Т.В.Доронину в классическом нашем водевиле влечет то же, что Ю.М.Соломина. Он сам недавно поставил в родном Малом «Таинственный ящик» Петра Каратыгина, где исполнил главную роль, затем на сцене филиала старейшего русского театра, как и во МХАТе, сыграли «несерьезного» Чехова. Больших русских художников, может быть, даже подсознательно, влечет сегодня к этой отечественной «несерьезности» как классике жанра стремление — в моем восприятии — противопоставить русский юмор, русский дух и язык, русскую тему агрессивному и чужеродному бродвейскому мюзиклу, вообще всей той американизированной развлекаловке, которая пытается заполонить собой не только телеэкран, но и «легкую» часть репертуара нашей сцены, а то и всю ее целиком. Но разве нет в этой части у нас ничего своего? Еще как есть!

Вот некрасовская шутка. Да, всего только шутка от автора «Кому на Руси жить хорошо» и «Русских женщин». Но душа, мастерство те же водили пером. А мысль исходная, не сомневаюсь, подсказана реальным жизненным наблюдением. Таких бар, для коих все актеры — шуты, существующие лишь для того, чтобы смешить этих бар, наверное, знавал поэт. И вот, изрядно одичавший в бильярдном мирке своем, вдруг слышит Кочергин, саратовский помещик, что к нему сейчас пожалует... актер. Ну-ка, ну-ка, торжествует он, вот уж всласть посмеюсь.

Следующая затем сцена в исполнении заслуженных артистов России Владимира Ровинского и Михаила Кабанова поистине блистательна. Водевиль, конечно, однако сцена-то вполне психологическая. Жаждущий посмеяться Кочергин, хохочущий невесть над чем, и подчеркнуто серьезный Стружкин, долго не понимающий, что же так смешит его собеседника, — это и зал заставляет хохотать от души. Не тем утробным смехом, который вызывается какими-нибудь нелепыми кувырками и примитивными взаимными пощечинами. Здесь, у Ровинского и Кабанова, настолько все тонко, на полутонах, так по-своему естественно и органично, что испытываешь восторг перед актерским мастерством двух талантов.

А далее уж наступает и вовсе бенефис замечательного Михаила Кабанова, которому автор вместе с постановщиком предоставили возможность буквально купаться в мгновенных перевоплощениях из одного образа в другой, представая то эксцентричной старухой, то татарином-торговцем, а то опять-таки торговцем с улицы, но уже итальянцем.

Татьяна Васильевна Доронина очень любит своих актеров, и ее обращение к русским водевилям подсказано, кроме всего прочего, наверное, и желанием дать «лицедеям» поиграть всласть. Всякими видел я талантливых Сергея Габриэляна и Андрея Чубченко, Любовь Стриженову и Юлию Зыкову, а все-таки тут, в «Беде от нежного сердца» обернулись в чем-то свежими сторонами. Габриэлян же своим перевоплощением просто восхищает.

Мне уже приходилось высказываться о том, что одаренные актеры разных поколений, составляющие доронинскую труппу, из-за предвзятого отношения к руководителю театра долгое время игнорировались телевидением. Что ж, тем хуже для телевидения и лучше, как ни парадоксально, для актеров, сохранивших «не затасканным» свое лицо. Ведь от одних и тех же сериальных «ментов» и им подобных уже тошнит до невозможности! А приходишь в театр Дорониной — как будто в некий оазис попадаешь. Оазис актерской самобытности, отрицающей расхожую и бесчувственную пошлость.

В «Нежном сердце», например, нельзя не порадоваться Андрею Чубченко. Совершенно искренне растерян его герой перед трудным выбором — Настенька, Машенька, Катенька: «Жениться позволят только на одной, а одной — слишком мало...» Ну и тут же столь актуальная для нынешнего времени мысль о желательности оставаться самим собой, а не приложением к своим деньгам.

Для песен удачные современные тексты написал Евгений Нефедов. Сочна и колоритна художественная работа Вячеслава Барабанова. Развернулись творчески и музыкальный руководитель театра композитор Валерий Соколов, и все участвующие в спектакле музыканты. Действительно, отличное возникает настроение под заключительные слова песенки, которыми зрителей напутствуют со сцены: «Чтобы всегда любили вас, и чтобы вы всегда любили».

Не хотелось реагировать на ставшее дежурным для некоторых изданий и критиков высокомерно-пренебрежительное отношение к театру, продолжающему великие традиции. Но не могу удержаться! Намерение в таких откликах обычно одно: чем-нибудь оскорбить или хотя бы уязвить. Походя могут сказать о «среднем уровне», на который якобы обречены здесь актеры — «из-за неприятия горьковским МХАТом многих поисковых режиссерских опытов».

О каком «неприятии» речь? Что смотрел в горьковском МХАТе этот автор? Впрочем, откровенно пишет о «несклонности» посещать «подобные места». На чем же тогда основаны обобщенные выводы? Ведь они настолько же далеки от истины, как небрежное утверждение, будто Татьяна Доронина стоит во главе МХАТ имени Горького... «уже почти 30 лет». Хорошо бы так-то, да только оно совсем не так!

Эх, чего там, двадцать ли лет, тридцать ли — этим критикам в разговоре об этом театре без разницы. Про актерскую и режиссерскую работу пишут с такой же «точностью». А зачем особенно напрягаться? Общий вывод им ведь каждый раз известен заранее, не глядя...

 

Источник : Виктор Кожемяко, Советская Россия, 13 октября 2005г.
Источник: http://www.sovross.ru/old/2005/136/136_3_5.htm