menu-options

Громкая премьера года: "Иван Грозный" на сцене Главного театра

На сцену Главного театра вернулся знаменитый балет "Иван Грозный" в постановке Юрия Григоровича на музыку Сергея Прокофьева. Наследники великого композитора в порядке исключения разрешили использовать его произведения из фильма Сергея Эйзенштейна. 8 ноября, в день премьеры зал Главного был заполнен до отказа.

Балет "Иван Грозный" — самая ожидаемая премьера 2012 года. В ложах — балетные знаменитости: Жан-Кристоф Майо — знаменитый французский хореограф, его муза — известная исполнительница русского балетного репертуара Бернис Коппьетерс. Волнуются зрители, нервничают артисты за кулисами. В постановке сошлось все: гениальная музыка Прокофьева, история Отечества, к которой сейчас повышенный интерес, и хореография мастера с мировым именем. Юрий Григорович, по словам солистов, не приступает к постановке, если досконально не знает материала. Мизансцены "Ивана Грозного" подтверждают: Григорович изучал древнерусские фрески и книжные миниатюры.

"В "Иване Грозном" очень важна каноничность движений: и даже то, какие руки у Анастасии – все восстановлено по фрескам" – сообщила Нина Капцова, заслуженная артистка России, исполнительница роли Анастасии.

"Ивана Грозного" Григорович поставил в Главном в 1975 году. Это был балет о молодом царе, его прекрасной жене Анастасии, отравленной боярами, о его верном соратнике, а затем недруге князе Андрее Курбском. Танцевали звезды: Бессмертнова, Владимиров, Акимов. Одним из лучших исполнителей был Андрис Лиепа. Спектакль имел успех в Америке и Париже, значился в репертуаре Главного театра до 1990 года. Возродить его на родной сцене было не так просто.

Прокофьев, как известно, музыку к балету не писал. Он писал саундтрек к фильму Сергея Эйзенштейна. В 1975 году Михаил Чулаки создал партитуру на основе нескольких произведений Прокофьева. И до последнего было не понятно, дадут ли наследники Прокофьева разрешение на то, чтобы возродить спектакль.

Очень важно, что с солистами работали те, кто танцевал в "Иване Грозном" образца 1975 года. Юрий Владимиров готовил для новой постановки царя Ивана экс-солиста Мариинского театра Михаила Лобухина. Борис Акимов — несравненный Курбский — работал с восходящими звездами Артемом Овчаренко и Денисом Родькиным. До этого молодые танцовщики утвердились в амплуа романтических принцев. Для создания образа вероломного князя им пришлось много трудиться.

Постоянный соавтор Юрия Григоровича Симон Вирсаладзе создавал для постановки 1975 года декорации и костюмы. Все – точное, лаконичное, по-византийски ослепительно богатое. Нынешние кольчуги и кафтаны — точное повторение тех, уже исторических. И еще один акцент: премьера спектакля об объединении страны состоялась 8 ноября, а генеральная репетиция прошла 4 ноября, в День народного единства.

 

Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=954234
Автор: Зинаида Курбатова