menu-options

Пляшущие человечки

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац приглашает на балет «Шерлок Холмс».

Считается, что Шерлок Холмс появился на свет в январе 1854 года, так что премьера 31 января, можно сказать, будто специально вышла подарком ко дню рождения самого известного сыщика. Приключения Холмса экранизировали сотни раз, разыгрывали на театре, тиражировали в анекдотах, и последнее более всего свидетельствует о высшей степени народного обожания. Теперь персонажи Конан Дойла затанцевали. Жанр обозначен как детектив-балет, в основе — ранний рассказ «Человек с рассеченной губой», где нет убийств и жестоких преступников, зато есть мистификация: история героя, пережившего смутное время двойной жизни.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон расследуют дело об исчезновении мистера Сент-Клера, чей пиджак с карманами, набитыми мелкими монетами, найден в канале. При этом знаменитые сыщики не верят в его смерть... Но что толку пересказывать сюжет? Голос Георгия Тараторкина, блистательно читающего рассказ, звучит со сцены. В текст, заметим, включены фрагменты (знакомые и не очень) из разных сочинений доктора Ватсона. Слово вступает в диалог с музыкой: звучат Шуберт (красочный, почти зримый романтизм), Гендель (воспроизводит старинный английский шарм), ирландский фольклор (выбранный для жизнеутверждающего финала).

Все вместе — слово, музыку и танец — перемешала хореограф Елена Богданович, придумавшая терпкой и нежной смеси определение «драмотанец».

Нет ничего удивительного в том, что эксперимент — как иначе назвать детектив в балете? — затеяла именно Богданович. Ее имя не терялось в команде молодых хореографов начала 90-х, больше того — она лидировала вместе с Евгением Панфиловым и Светланой Воскресенской. И тогда же по ее инициативе возникла труппа современного танца в Русском камерном балете «Москва». Потом Богданович снялась с якоря и уехала из России: ставила для Краковской оперы, фестиваля Пьера Кардена, придумывала японские шоу-программы и даже посотрудничала с Cirque du Soleil. На родине объявилась спустя годы в статусе свободного художника и работала там, куда приглашали: была хореографом-постановщиком мюзикла «Норд-Ост», ставила пластику в опере «Снегурочка» Главного театра, номера для Ансамбля песни и пляски имени Александрова. Побеждала на международных конкурсах современной хореографии и национальных фестивалях, завоевала премию Мориса Бежара. В последние годы все чаще работает в России: в родном Ижевске сочинила эко-балет «Сны бамбука» («с лечебным воздействием на зрителей»), к фестивалю «Московская осень» — балет на музыку Давида Кривицкого «Лаура» по мотивам Владимира Набокова. Каждый опус талантлив, но по фестивальной жизни обречен на несколько показов, не все успевают посмотреть.

Балет «Шерлок Холмс» получился об обретении человеком собственного лица и о том, что жизнь — радостный путь познания, дорога к самому себе. Среди действующих лиц — нищие, воришки, полицейские, и, конечно, Холмс, Ватсон, миссис Хадсон и миссис Сент-Клер, разыскивающая мужа. Но Богданович изменила бы себе, не придумай она нечто необычное: на сцене действуют «мысли Шерлока Холмса», его курительная трубка и кресло-качалка.

Спектакль для детей не имеет права быть тоскливым, и здесь не заскучаешь — юмор и ирония буквально качают зрителей на волнах. Например, миссис Хадсон моет тарелки, вдруг стол раздвигается и из него тянутся руки — в доме сыщика все подчинено поиску скрытого. Танцуют не только люди, но и ширмы в форме углов (четыре угла дома — символ надежности). Не уследить за тем, как сами танцовщики с увлеченностью детей, возводящих башни из кубиков, превращают ширмы в дом, дом — в шкаф, шкаф — в колодец. Игру конструкций, как и костюмы, хореограф тоже придумала сама.

Классический «интеллектуальный» детектив рассказывается радостным и эмоциональным танцем, от чего зримыми становятся даже внутренние рефлексии Шерлока Холмса. У Олега Фомина движения причудливы и экзотичны, когда надо передать вроде бы непередаваемое танцем — знаменитый метод дедукции. Но — получается.

Спектакль, помещенный на Малую сцену Театра имени Сац, открытую после реконструкции, завершают неожиданно — заводным и лукавым ирландским танцем. Ведь всякие нравоучения вкупе с торжествующей справедливостью не отменяют обычных прелестей бытия, так пусть жизнь бьет через край.
 

 

Культура 27.01.2013
Елена ФЕДОРЕНКО
Источник: http://portal-kultura.ru/articles/theater/2682-plyashushchie-chelovechki/ 

Еще рецензии на представление «ШЕРЛОК ХОЛМС»

Дымящаяся трубка Холмса

Дедукция с вариациями