menu-options

Спектакль не подошел под интерьер

"Самая большая маленькая драма" в Театре имени Ермоловой

Театр имени Ермоловой, которым теперь руководит Олег Меньшиков, открыл новый сезон премьерой спектакля "Самая большая маленькая драма" в постановке Родиона Овчинникова и с участием Валентина Гафта и Владимира Андреева. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Поскольку к должности художественного руководителя теперь в качестве "подъемных" полагается бюджет на ремонт, зрители премьеры — а среди них, разумеется, было много пристрастных представителей театрального цеха — шли смотреть не только первый спектакль, но и качество новой отделки. Качество оказалось отменным, во всяком случае в зрительской части: интерьеры театра в самом начале Тверской улицы, где в последние годы царило запустение, за считаные месяцы буквально преобразились.

Теперь здесь чувствуется хороший вкус и сдержанная торжественность. Около буфета продается разнообразная сувенирная продукция, по фойе приятно пройтись без спешки, и даже зрительный зал, кажется (конечно, только кажется), стал больше и удобнее. Словом, теперь здесь действительно похоже на один из центральных театров богатого города, и в Театре имени Ермоловой можно представить себе почти любой тип сценического зрелища — кроме разве что забористых, радикальных экспериментов, но их Олег Меньшиков своим зрителям и не обещает.

Впрочем, новый худрук вообще не делает громких заявлений, не публикует художественных программ и манифестов. Наверное, правильно делает. Но в таком случае можно понять и другое — желание зрителей "вычитать" творческую программу из новых спектаклей (от прежнего репертуара Театра Ермоловой в афише осталось названий меньше, чем пальцев на руке). А из "Самой большой маленькой драмы" очень не хочется делать никаких выводов. Иначе пришлось бы вывести, что новый руководитель сделал ставку на плохую драматургию и слабую режиссуру.

Конечно, Меньшиков не только красиво отремонтировал театр, но и поступил красиво: не стал отвлекать внимание на себя, а отдал одну из главных ролей в премьерной постановке бывшему художественному руководителю. Минувшей весной Владимир Андреев — редчайший случай в отечественной практике — добровольно передал бразды правления в Театре Ермоловой своему преемнику и сделал все, чтобы смена власти прошла мирно и цивилизованно. Вторую роль в этом спектакле-дуэте сыграл приглашенный из "Современника" Валентин Гафт. Таким образом, на сцене сошлись два мастера, один из которых олицетворяет благородство традиций Театра Ермоловой, а второй — благородство театральных традиций вообще.

Оба артиста чудесны, трогательны, неотразимо обаятельны, они легко устанавливают контакт с залом, и у каждого, конечно же, есть в спектакле секунды, когда зрителю может открыться какой-то не выговариваемый словами высокий смысл театрального служения. Но это лишь секунды, мгновения. И остается лишь грезить о том, каким мог бы быть хороший спектакль с участием двух любимых зрителями ветеранов — таким, например, как уже прославленный спектакль-концерт Вахтанговского театра "Пристань". Вообще, спектакль для "стариков" — особый жанр, и есть на свете способы сделать встречу публики со старыми артистами не только благородной акцией, но и произведением искусства. Для этого требуется наличие ума и таланта у тех, кто подобной встречей решил заняться.

Режиссер Родион Овчинников выбрал в качестве основы спектакля одноактную пьесу Чехова "Лебединая песня". Как и у Чехова, действие происходит ночью на сцене театра, где встречаются два одиноких старика — актер Светловидов (Валентин Гафт) и простодушный суфлер Никита (Владимир Андреев). Этюд Чехова весьма короток, поэтому пьесу решили дополнить сценами из знаменитых пьес, а заодно вообще переписать и "оживить" разного качества шутками. В суфлере до сих пор живет неосуществимая мечта об актерстве, и вот Светловидов дает Никите ночной мастер-класс с использованием басни Крылова "Ворона и лисица", а также сцен из шекспировского "Гамлета", "Бориса Годунова" Пушкина и "Сирано де Бержерака" Эдмона Ростана.

Спектакль так и остается чередой неловко слепленных сценок. Они сдобрены либо комическими репликами — чаще всего на тему светловидовского пьянства, либо избитыми, пафосными сентенциями на тему "его величества театра". Композиция рассыпается, а актеры прикрывают собой нищету режиссуры. Поминают всуе и самого Чехова, и великую актрису, именем которой назван театр. Кстати, декорации из старых спектаклей Театра имени Ермоловой расставлены на подмостках, но так, что сцена похожа не на музей славного прошлого, а на пыльную свалку. Иногда эта конструкция начинает зачем-то крутиться под громкую музыку — а зрители, подчиняясь простейшему рефлексу, дружно этому унылому кружению аплодируют. И кажется, что театру еще только предстоит капитальный ремонт.

 

Коммерсант, 7 декабря 2012 года
Источник: http://www.kommersant.ru/doc-rss/2084051 

Еще рецензии на представление «Самая большая маленькая драма »

Больше Меньшикова, или Паровоз традиций

Перезагрузка по-ермоловски