menu-options

Игра в кубики

Драматическая притча в одном действии по пьесе Егора Черлака

 

Театр на Юго-Западе, постановка и сценография народного артиста России В. Беляковича, в ролях Д. Нагретдинов, А. Санников, Д. Шалаев, А. Шатохин, Д. Гусев, О. Авилова, заслуженная артистка России О. Иванова
 
 
–Мой папка – самый богатый в мире! Денег у него!..

– А мой зато – величайший в мире футболист!

– А мой… а мой… Мой папка – супергонщик! Формулы-1!

На сцене пятеро мальчишек, по виду дворовая шпана, и «приблатненным» вызывающим, с агрессивными нотками говорком хвастаются своими отцами. «Папки» – самые-самые, в перечне имеются и популярнейший певец, и даже… Путин. Мальчишки одеты в живописные лохмотья и, бахвалясь, они строят свой Город Солнца из распиленных на кубики деревянных брусков. Вот тут будет стадион, вот тут музей, а здесь – супермаркет…

Со сцены доносятся слова из нашего времени: пепси, банк, автогонки; а музыка звучит иная, из иных времён – бодрые советские песни. И так хорошо, так празднично эти песни звучали, что словно отодвигали нынешние реалии в сторону и давали место трогательным, смешным разговорам мальчишек. Они-то – и музыка – захватывали, пленяли внимание. А за вниманием приходили ощущения – оживала память, раскрывалось сердце… Подумалось: как важна точно выбранная музыка в спектакле, как сильно она может повлиять на его восприятие! Эти советские песни, как и раньше, когда они только сочинялись и проходили жёсткий отбор, способны задеть некие струны в душе, пробудить если не радость и уверенность в завтрашнем дне, то, во всяком случае, – воспоминания.

«С добрым утром», «Если бы парни всей земли», «Песенка моего друга»… Какие картинки всплывают в памяти?.. Занавески полощутся на ветру, впереди – вся жизнь… Выходной, в школу не надо, с кухни доносятся вкусные запахи, котёнок играет с бахромой, по радио поют: «С добрым утром и с хорошим днём!»… Тот же ряд: Первомай, шарики, музыка из динамиков, солнце, мама с папой молодые, весёлые, счастье…

И так было комфортно в этом зачине, что даже появилась простодушная мысль: вот бы действие и дальше развивалось в таком полусказочном, трогательно-смешном ключе. Увидеть бы спектакль из жизни этих мальчишек, про их приключения, про то, как они взрослеют и становятся умными, но не утрачивают способности фантазировать, чтобы это был спектакль чистый, наивный, интересный…

Но вместе с этой мыслью было и понимание: так не случится. Знаки и приметы нашего времени напомнили, что это не сказка из пятидесятых, подсказали, что скоро наступит перелом и мечты и надежды этих пацанов жестоко обрушатся. Вскоре чёрная правда жизни возьмёт своё.

Так и случилось. К мальчишкам присоединилась девочка и спросила: а где в городе из кубиков… тюрьма? Как же без тюрьмы?!. И вот равнодушными голосами, в застывших позах актёры телеграфным стилем констатируют: всё плохо, всюду наркота, пьянство и прочие девиации. А чего ещё ждать в детском приюте при колонии строгого режима?! Чего ждать на зоне?..

Очевидно-предсказуемое развитие действия? Конечно. Но как, откуда появилась эта предсказуемость после столь неожиданного начала, почему был предугадан этот контрастный перелом в сюжете? Почему вдруг возникла набившая оскомину картинка документальной подачи «чернухи» и «правды жизни»?..

Многие театры давно уже застряли в этой документалистике, в так называемом вербатиме. Важные, болезненные, мрачные темы «дна», к несчастью, существуют и не теряют актуальность, но в театральном искусстве и в драматургии они давно уже утратили новизну, превратились в привычные, назойливо повторяющиеся штампы, и от этих повторов стали вызывать ощущение даже некоего смакования.

Приевшиеся темы, сюжеты, развивающиеся по шаблону, растиражированные приёмы… И изобразительные средства здесь одинаковы, вернее, одинакова их скупость, если не сказать – скудость. И они уже стали штампом, а значит, предсказуемы и скучны как и всякий штамп. Поневоле запинаешься о него, но не можешь пройти мимо, потому что других-то тропинок нет…

От талантливого художника ждёшь, что он найдёт свои краски, свой ракурс отображения материала, но очевидность не пускает, подталкивает на проторённую дорожку. И режиссёру в этом спектакле, к сожалению, невозможно было не споткнуться на штампе, ведь его на этот путь привело очевидное развитие сюжета.

Шаблонный сюжет, клишированная картинка… И тем эффектнее выглядит финал, казалось бы, далёкий от сути происходящего, но в действительности придающий мрачной теме и ироничное (отчасти), и оптимистичное звучание.

Герои строят из своих кубиков Кремлёвскую стену под звуки «С чего начинается Родина?»... Всё так, есть вещи, которые «у нас никому не отнять».

 

Литературная газета, 22 октября 2014 года

Башкирова Алёна

Источник: www.lgz.ru/article/-41-6483-22-10-2014/igra-v-kubiki/