menu-options

Дать шанс на будущее

Институт Русского театра нельзя назвать широко известным учебным заведением, но преподают там люди увлеченные, талантливые. В прошлом году состоялся выпуск режиссерской мастерской Марка Розовского, и сегодня мы видим результат – три дипломных спектакля включены в афишу театра «У Никитских ворот». О них можно по-разному судить, но это – профессиональные работы начинающих режиссеров, которым их педагог дает шанс на будущее.

Об одном из этих спектаклей, глубоко взволновавшем меня, хотелось бы рассказать. Виктория Доценко – уже заявившая о себе как драматург, одна из ее пьес идет в Тульском драматическом театре. А вот ее «режиссерская заявка» оказалась для меня неожиданной. Доценко выбрала для своего дипломного спектакля известнейшую, практически не сходившую с репертуарных афиш пьесу Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо» – реальную историю слепоглухонемой девочки, с помощью учительницы добившейся того, что она выросла не просто полноценным, а достаточно известным человеком.

В спектаклях по этой пьесе, как правило, господствовали или натурализм, или сентиментальные нотки. В постановке Виктории Доценко ни того ни другого нет. Перед нами достаточно жестко и честно рассказанная история о том, как, для того чтобы «найти в человеке человека» (выражение Федора Достоевского), надо действовать не только лаской, но и решительными мерами. Добиваясь при этом железной дисциплины, которая поможет маленькой девочке, любящей таскать кусочки с чужих тарелок, бить тех, кто не угождает ей, стать человеком.

В этом смысле очень страшен эпизод, когда Элен (блистательно сыграна эта сложнейшая роль Сандрой Элиава) в ярости вонзает в руку девочки-соседки Марты (Ольга Корикова) ножницы. Как внезапно меняется ее лицо и проступает звериная маска, как вся она собирается, словно животное перед прыжком, столько отчаяния и озлобленности в ее жестах.

Виктория Доценко сосредоточила все внимание (и, несомненно, выиграла в этом) на подобных жестоких проявлениях, к которым вынуждена прибегать учительница, мисс Энн Салливан (очень выразительна в этой роли Виктория Соколова). Таким образом, на наших глазах свершается поединок – битва не на жизнь, а на смерть. И остальные персонажи – мать Элен (Наталья Троицкая), отец (Юрий Шайхисламов), тетка (Наталья Трайчик), брат (Сергей Лазуткин) – не остаются просто наблюдателями, они тоже участвуют в этой схватке.

Перед началом спектакля, увидев толпу тинейджеров, заполняющих зал, я, честно говоря, решила, что спектакль под угрозой срыва. Они вели себя, как уже привыкли: громко, нагло, уверенно. Но… спустя минут десять после начала представления, ощутила себя, словно в пустом зале. Никто не пил воду, не шуршал фантиками, не шептался, не смеялся, глаза были прикованы к сцене. Они вошли в это пространство чужой трагедии и ощутили ее, как свою. И к концу спектакля, если не все, то многие задумались над тем, что обрести себя в жизни может любой человек, если он прикладывает к этому свои усилия и хочет состояться.

Да, мы живем в очень непростое время, но это отнюдь не означает, что можно «оскотиниться» и бездумно плыть по течению, подчиняясь диким законам. Надо просто помнить, что обсуждению подлежит каждый из нас, разместившийся в своем времени. Об этом писали великие классики, и то, что молодой режиссер выводит свой спектакль именно на эту высоту, я вижу еще одну победу русского психологического театра.

 

Трибуна, 25 февраля 2013 года

Наталья Старосельская

Источник: tribuna.ru/news/2013/02/25/25641/