menu-options

«День Победы» - только для взрослых!

 Хотя спектакль не рекомендуется смотреть детям до 18, ничего скандального или порочащего память наших отцов и дедов там нет

 

Да и вообще пересмотра и тем более отрицания итогов Великой Отечественной войны в спектакле вы не найдете. Скорее это попытка сегодняшних тридцатилетних разобраться в собственных отношениях с историей, понять, где факт, а где миф и как индивидуальная судьба сливается с общей картиной. Или не сливается.

Пьеса Михаила Дурненкова «Сны о войне» написана специально по заказу Театра на Таганке - точнее, даже по заказу недавно пришедшей туда Группы юбилейного года, назвавшейся так в честь 50-летия эпохи Юрия Любимова. Вся эта история была поставлена к 9 Мая, причем делалась премьера под весьма критическим и настороженным взглядом чиновников. И было от чего насторожиться: режиссер постановки Юрий Муравицкий - из крамольного «Театра.doc», а персонажи спектакля, молодые креативщики (ровесники драматурга и режиссера, те, кто родился в конце 70-х и знает о Великой Отечественной из книг и фильмов), превращают память о войне в красиво упакованный продукт. В центре сюжета - редактор телепрограмм, он берет на паях с прожженным агентством заказ - разработать сценарий торжества по случаю Дня Победы в центре столицы. Парни весело берутся за сочинительство, соревнуясь в крутости. С одной стороны, хочется оригинальности, с другой - есть проверенные на практике приемы, которые гарантированно должны сработать. Сознание сегодняшнего человека испытало несколько резких разворотов по части отношения к войне 1941 - 1945 годов. От полного равнодушия до оглушающего ура-патриотизма, когда вопросы, а как было на самом деле, мягко говоря, не приветствовались. В итоге сегодняшний 30 - 35-летний человек потерял всякую живую связь с историей дедов и его собственная жизнь как будто механически пристегнута к прошлому, не прорастая в нем корнями. Что в таком случае он празднует и чему радуется 9 Мая? Как определить свое личное отношение и личную связь с прошлым страны? Как только задал себе этот вопрос - тут уж на памяти не поспекулируешь и банальностью не отделаешься. Но сжатые сроки и сам формат масштабного городского праздника не оставляют возможности для всестороннего, неравнодушного осмысления войны и ее последствий. Необходимость гарантированного результата и заданный формат сужают концепцию праздника до клише и стереотипов. В общем-то, если честно, рекламное устройство нашей жизни как-то вытеснило необходимость осмысления истории, а опасения чиновников, «как бы чего не вышло», и саму возможность этого осмысления. 

Серьезность и даже жесткость темы не отменяет, конечно, игровую основу спектакля и неожиданные повороты в действии. На сцене, среди березок и гвоздик, прозрачный офис - как символ современности, здесь же и старик-ветеран, и психоаналитик - как ее крайности. Если вы думаете, что знаете, чем все кончится, вы ошибаетесь. Единственное, что очевидно сразу, - это необычайная актуальность спектакля.  

Комсомольская Правда, 12 июня 2014 года

Анна Балуева

Источник: www.kp.ru/daily/26243.3/3123391/

Еще рецензии на представление «День победы»

День Победы

Сны о войне на Таганке