menu-options

В огне Иоанны

 Первый выход нового музрука Главного театра Тугана Сохиева с хором, оркестром и солистами Главного театра был внушительным. На Исторической сцене представили монументальную оперную партитуру Петра Чайковского "Орлеанская дева". Исполнение приурочили к грядущему 175-летию композитора.

К слову, предыдущая и единственная премьера "Орлеанской девы" в Главном театре состоялась в 1990 году по случаю 150-летия композитора. Спектакль тогда ставил великий Борис Покровский. На этот раз "Орлеанская дева" прозвучала в концертном формате, но огромные силы Главного театра - более двухсот артистов хора и оркестра, солисты представили под руководством Тугана Сохиева впечатляющее музыкальное прочтение партитуры Чайковского. Событие неординарное, поскольку представляло собой не только юбилейный оммаж композитору, но и дебют Сохиева с коллективом Главного театра, и продуманный проект, изящно выстраивающий музыкальный контекст русского и европейского. "Орлеанская дева" - с одной стороны, русская опера с французским артиклем, написанная о французской героине Жанне д Арк, цитирующая подлинную старинную французскую мелодию, французские танцы (что удачно для Сохиева, руководящего оркестром Тулузы и владеющего тонкостями французского стиля), но по своей драматургии - более объемная. В "Орлеанской" - ораториальные по масштабам хоровые сцены, балетные номера, симфонические интродукции, многоголосные ансамбли, оркестр за сценой, массовые апофеозы. Здесь традиции и русской, и европейской музыки - от мадригала до Реквиема, от песен до полифонии. И надо заметить, что дирижерская координация всех этих слоев партитуры оказалась безупречной.

Оркестр, поднятый из ямы на сцену, звучал в "Орлеанской деве" в полновесном симфоническом формате - с твердыми рельефами инструментальных групп, с отличными соло деревянных, с четко организованным звуковым балансом, позволявшим не затмевать ансамбли и арии солистов. Качество работы Сохиева было слышно в отделке деталей, в звуковой дисциплине, в том, как дозированно выстраивались марафоны крещендо, как тонко вписывались в оркестровую массу отдельные соло, как кристаллизовались мощные тутти. Оркестр Главного театра звучал более рационально, диситиллированно, и одновременно - театрально, "зрелищно". Особенно в массовых сценах - многочисленных хоровых "глориях": "Да здравствует спасительница...", "Славься" и т.п. Сцена аутодафе - сожжения Иоанны (Жанны д Арк) с медленно вырастающим из похоронного шествия давящим звуком оркестра, по которому пробегали фигурации "языков" пламени, превратившиеся в страшное сплошное тутти, - прозвучала так, что не нуждалась ни в какой сценической иллюстрации.

Надо заметить, что хор Главного театра в "Орлеанской деве" представил впечатляющий музыкальный результат: сто с лишним голосов звучали слитно, внятно по дикции, объемно, мгновенно переключаясь от нежных девичьих песен к изящным гимнам менестрелей, от массовых хоровых апофеозов к тонким ангельским звучаниям. В партии Иоанны на сцене Главного театра дебютировала Анна Смирнова, выступающая на всех ведущих сценах мира.

 

Российская Газета, 29 сентября 2014 года

Ирина Муравьева

Источник: www.rg.ru/2014/09/29/teatry.html

Еще рецензии на представление «Орлеанская дева »

В Главном театре прозвучала опера «Орлеанская дева»

Пастушка и дирижер