menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 3)

Борисом МессереромНачало: Часть 1Часть 2.

Интервью с Борисом Мессерером. Продолжение.

Колоссальные просторы Манежа для экспозиционера -это проблема или достоинство?

Начнем с достоинств. Прежде всего, это большое пространство. Есть возможность впервые показать в натуральную величину подлинные задники декораций Главного театра. Ведь, в каком-то смысле, это тоже картины только большого размера, зачастую их касалась кисть знаменитого мастера, в любом случае они авторизованы. Здесь уже на начальной стадии обозначились две главные проблемы - что включить, и что сохранилось? (Хотелось показать задники работы Коровина, Головина, по они не сохранились.) Прежде всего, нужно было разыскать всё в запасниках Главного театра, отсмотреть, отреставрировать, так как в техническом отношении многие оказались непригодны. Колоссальный, кропотливый труд по их подготовке велся в течение года. Настоящим открытием стал чудом сохранившийся задник "Торжество Муз» 20-х годов XX века, работы П.Б. Ламбина.

Это - эмблема Главного театра и выставки. Удалось найти замечательный задник работы Валерия Доррера к «Богеме». Есть Левенталь, Бархин, Федоровский, Вирсаладзе, Вильяме... В результате в экспозицию вошло 12 задников. Кстати, задник Вильямса к финальной сцепе «Ивана Сусанина» был сильно руинирован, так что пришлось даже немного его переписать. Вообще, воссоздание финальной сцены из «Ивана Сусанина» представляло интересную пространственную проблему. На одной площадке строенные и живописные декорации, 200 манекенов в русских костюмах, хоругви размещаются в четырех уровнях. Сложность заключалась в том, что в отличие от театра, здесь вес рядом, нет оркестровой ямы, создающей необходимую для восприятия дистанцию, а это могло разрушить замысел. Но, пожалуй, главной задачей, которую мне хотелось решить, была планировка пространства Манежа.

Несмотря на огромное количество экспонатов, гигантские размеры задников, наличие двух сцен, витрин с костюмами и бутафорией, мне хотелось так разместить все эти объекты, чтобы все было легко доступно. Для этого нужно было избавиться от сетки несущих колонн, функциональных, но дробящих пространство Манежа, мешающих зрителю, и не соответствующих эстетическому замыслу экспозиции. Были придуманы и смонтированы (при помощи альпинистов) специальные дорогостоящие конструкции, сделано все возможное, чтобы колонн не стало видно. Они закрыты задниками, декорационными пилонами, витринами с зеркалами и со специальной подсветкой.

Продолжение: Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.