menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 11)

ГЛАВНЫЙ ДЕКОРАТОР И МАШИНИСТ

Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10

ГЛАВНЫЙ ДЕКОРАТОР И МАШИНИСТ (Часть 1)

Карл Федорович ВАЛЬЦ (1846-1929)

Мир закулисного пространства представляется зрителю таинственным и загадочным: закулисье редко открывает свои секреты, оно манит, завораживает - и не позволяет разоблачать себя. Театр должен оставаться «другой реальностью», в которую можно погружаться, подчиняясь ее законам, но не диктуя ей свои. Раздвигается роскошный золотого шитья занавес. Каждый вечер за ним открываются картины жизни оперных и балетных героев: это может быть и древний Египет, и допетровская Россия, и залитая солнцем площадь испанского города, и мрачные контуры итальянского замка, в общем - картины всех времен и народов, какие только мы можем себе представить. Вернее, их представили композиторы, режиссеры и балетмейстеры, оформили художники, разыграли актеры, театральные мастера изготовили оформление и костюмы.

Кто они, творящие эту реальность, обладающие даром создавать чудеса - налеты на сцепе, низвергающиеся водопады, пожары и землетрясения? Имена этих уникальных мастеров зачастую неведомы зрителю, но без них невозможно представить легендарную историю Главного театра. Первое из этих имен - Карл Вальц. В 1861 году К. Ф. Вальц (1846-1929) поступил на службу в Главный Императорский театр в Москве.

Вероятно, тогда ему было трудно представить, что эта служба станет делом всей его жизни, а он сам - главным декоратором и машинистом Главного театра, что именно он создаст тысячи театральных эффектов, о которых современники оставят восторженные воспоминания. Вальц переживет смену стилей в театрально-декорационном искусстве и сохранит, несмотря на все трудности театрального бытия, верность театру, порог которого он переступил совсем молодым человеком. Именно Вальца можно выделить среди плеяды театральных мастеров, закладывавших фундамент постановочной культуры Главного театра, традиции которой из поколения в поколение передаются мастерами театральных профессий.

... Карл Федорович Вальц - сын обрусевшего немца, Федора Карловича Вальца, продолжил династию. Федор Карлович начинал свой артистический путь капельмейстером крепостного оркестра и дослужился до почетной должности главного машиниста Мариинского театра. В своих мемуарах -65 лет в театре» К.Ф. Вальц напишет о встречах с великими современниками - Островским, Ермоловой. Шаляпиным, Коровиным ( мемуары уникальны этим), и совсем мало - о себе. Театральные прожекты, ставшие революционными в развитии сценической техники - будь то замена масляного освещения газовым или химического дыма паром, введение новой системы подъема декораций - упомянуты в мемуарах несколькими строками, о собственной роли в их осуществлении совсем ничего, но сколько восторженных слов в адрес реформаторов сцены: директора Императорских театров И. А. Всеволожского, балетмейстера А. А. Горского.

Преданное служение Главному театру - смысл и сияние жизни Карла Вальца, некоторые яркие эпизоды которой хотелось бы восстановить вопреки его скромности. Историческая страница летописи Главного театра - первая постановка "Лебединого озера". Вот скупые строки мемуаров К. Вальца: - При постановке балета П.И. Чайковский принимал живейшее участие в его декорационном оформлении и много беседовал об этом со мной. Особенное внимание было уделено Петром Ильичем финальному акту. В сцене грозы, когда озеро выходит из берегов и наводняет всю сцену, по настоянию Чайковского, был устроен настоящий вихрь - ветки и сучья у деревьев ломались, падали в воду и уносились волнами. Эта картина удавалась очень эффектно и занимала Петра Ильича. После грозы, для апофеоза, наступала заря, и деревья под занавес освещались первыми лучами восходящего солнца». Критик Кашкин, кстати, был возмущен грохотом, устроенным на сцене в финале «Лебединого озера». Из-за шума «мощной театральной техники совершенно не было слышно музыки», писал критик. Самое забавное заключалось в том, что свои упреки Кашкин должен был бы адресовать Чайковскому, по инициативе которого Вальц устроил на сцене «подлинную бурю»... Композитор не предполагал последствий своей опрометчивости, доверяя судьбу созданного им произведения превосходному мастеру театральных чудес, которого сам называл высокоталантливым московским мастером.

Продолжение: Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.