menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 14)

Ранее: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13.

ГЛАВНЫЙ ДЕКОРАТОР И МАШИНИСТ (Часть 4)

Александр Бенуа вспоминая о сотрудничестве с Дягилевым по парижским "Русским сезонам» напишет: «....Одной из величайших для нас неожиданностей было то, что знаменитая сцепа «Шатле», на которой шли феерии с самыми удивительными превращениями, оказалась, по сравнению с нашими театрами, оборудованной весьма примитивным образом. Между тем, в одном «Павильоне Армиды» никак нельзя было обойтись без надежной системы люков и провалов, а также без сложного, на глазах у публики совершающегося превращения декорации. К счастью, Дягилеву удалось заманить в свою «авантюру» первоклассного машиниста московской оперы - К.Ф. Вальца, и под его руководством с разрешения дирекции «Шатлс» была произведена при участии небольшой компании русских плотников (работавших и днем и ночью) переделка всего пола и системы подвески декораций.

Работы начинались непосредственно по окончании репетиций и затягивались иногда до поздней ночи, и это было возможно только потому, что русские театральные рабочие, щедро вознаграждаемые, никогда не роптали, а с веселейшим видом исполняли все, что от них требовалось.» И с благодарностью о Вальце: «...Особенно удачным получилось то усовершенствование или «украшение», на котором настоял маг и волшебник машинист Вальц. Это усовершенствование заключалось в том, что вместо небольшого среднего фонтана, бившего в петербургских «садах Армиды», здесь, в Париже, к концу второй картины вздымались две гигантские водяные пирамиды. Не только вид этих серебристых и пенистых масс производил на фоне темной зелени чарующее и необычайно «освежающее» впечатление, но и самый плеск воды как-то поэтично сочетался с музыкой...».

 В Париже Карл Федорович был пожалован знаком золотых пальм «Off'icicr de I 'instruction publique». На праздновании в 1911 году 50-летия службы Вальца произошел инцидент, закончившийся еще одним аккордом торжества. Незадолго до юбилея вышло распоряжение дирекции: чествовать работников монтировочной части только при закрытом занавесе. Однако, публика, услышавшая отголоски празднества, потребовала поднять занавес и устроила овацию юбиляру. При советской власти почтенный маэстро был удостоен звания «Заслуженного машиниста-механика» (1922), распоряжение о присвоении которого подписал сам нарком Луначарский. 26 марта 1922 года театральная общественность Москвы отметила юбилей 60-летней службы главного машиниста-механика Государственного Московского Академического Главного театра. На сцене его родного театра выступил Московский Художественный Академический театр с I картиной IV акта «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского. В роли Крутицкого - сам К.С. Станиславский. Л.В. Собинов и А.В. Нежданова исполнили 2 акт из «Ромео и Джульетты» Ш.Гуно. Малый театр показал 3 акт драматической легенды «Измена» А.И. Сумбатова.

Блистали А.А. Яблочкина, молодая Е.Н.Гоголева, А.И.Южин, П.М.Садовский. А.А.Остужев, И.А.Рыжов, С.А.Головин, Н.Б.Юрин. В финале была представлена последняя картина балета «Корсар» Адама - знаменитая «Гибель корабля», сотворенная самим Вальцем. Естественно, что хореография А.А.Горского в вечер юбилея отошла на «второй» план перед картиной почти натуральной морской трагедии, разыгравшейся на глазах воодушевленной публики и сотворенной юбиляром с присущим только ему талантом и мастерством театрального кудесника. Вальц прослужит в театре до 1927 года, перейдя с 1925 года па почетную должность Консультанта-механика Машинно-декорационного отделения (сверх штата).

В 1928 году будут изданы его мемуары «Шестьдесят пять лет в театре». В 1929 году, на 84-ом году жизни, Карл Федорович Вальц умирает. 6 апреля его захоронят на немецком кладбище в Москве. Вальц не был театральным художником в современном понимании этой профессии. Он был декоратором романтического театра. Образование получил непосредственно из рук мастеров: своего отца, ставшего после пожара Главного театра в 1853 году во главе его механической части, знакомых отца - профессора живописи Королевского оперного театра в Дрездене Отто Рама и профессора королевских берлинских театров Карла Гроппиуса. Будучи сам наделен от природы многими талантами, обладал большими познаниями в механике, пиротехнике, чутко и с воодушевлением воспринимал любое проявление таланта у других. Для нас же Карл Федорович Вальц навсегда останется Романтическим Мастером Театра, волшебником сцены Главного театра.

Дмитрий Родионов

Продолжение: Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.