Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 21)
Начало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20.
ГЛАВНЫЕ ХУДОЖНИКИ: Валерий Яковлевич ЛЕВЕНТАЛЬ (1988 по 1995 гг.)
«(...) музыкальный театр требует высочайшей культуры, образованности, тонкой душевной организации, музыкального слуха. Работа над музыкальным спектаклем сложна и интересна. Сначала - включаешь записи и долго слушаешь музыку, стремясь вникнуть в суть музыкальной драматургии, понять оркестровку. И это - до тех пор, пока ты не начинаешь видеть музыку. Ощущаешь, что цвет рожден именно ею. Значит, ты попал в аккорд. Сейчас мы часто сталкиваемся с тем, что музыка служит лишь иллюстрацией к действию. А музыка -это драматургия спектакля. Она должна будить мысль, чувства, ассоциации. В этом - задача художника музыкального театра.
Конечно, музыкальный театр имеет и свою специфику технического характера. Это - изначальные правила, от которых отталкиваешься при разработке сценического пространства. Например, в Главном театре певцы лучше всего поют на седьмом метре от авансцены. Или - диагональ в балете можно выполнить, имея одиннадцать метров пространства в глубину. Это - заданность. Это - особенности зала. Знание этих особенностей входит в профессию художника театра. Сколько всяких «нужно» включает профессия театрального художника!
Нужно понять идею произведения и найти точную - конструктивную и живописную - форму его прочтения. Нужно увидеть, как изобразительными средствами развиваются сюжет и характеры героев. Нужно уметь с помощью этих средств проиграть для себя весь спектакль. Нужно проникнуть в суть эпохи, прочувствовать мысли и взгляды автора. Нужно быть бутафором, техником, плотником - знать, как укрепить придуманную тобой конструкцию на сцене. А кроме того, нужно уметь держать правильную дистанцию с режиссером. Нужно всеми уловками и хитростями заставить актера, недовольного своим костюмом, играть спектакль именно в нем.
Нужно учитывать реальные конкретные возможности театра. Нужно выдержать длинные дебаты с завпостом, уверенным, что спектакль можно поставить вообще без декораций. Нужно стать театральным насекомым, привыкнуть к звукам сцены и впитать в себя ее запахи - и прожить жизнь в этом прекрасном, заманчивом, но таком эфемерном мире, как театр. И все «нужно» равноценны. Без них нет профессии – «Художник театра».
В. Левенталь. Профессия - художник театра. - в сб.: «Панорама искусств.8.», М.: «Советский художник», 1985.
Продолжение: Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.