Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 24)
Начало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23
Кто, когда и как управлял Главным театром? (Продолжение. Начало в 23 части)
У театральной исторической науки есть полное право считать деятельность Театра Meдокса началом истории Главного театра ещё и на основании непрерывности работы, а не только в связи с местоположением здания и владением им (многие замечательные театры мира никогда не имели постоянного здания, их история связана с непрерывностью деятельности труппы). В 1806 г., когда московская труппа получила статус Императорского театра, всем артистам для последующего исчисления пенсии был засчитан стаж работы у Медокса. Так государство еще раз подтвердило свою причастность к Театру Медокса.
В 1804 г. был создан Комитет по московским театральным делам, от Воспитательного Дома театром управлял князь Волконский. В октябре 1801 года Петровский театр сгорел. Как свидетельствует историк, «огонь пощадил только деревянный домик, где жил Медокс до конца своих дней». Труппа продолжала существовать, давая спектакли в разных залах. По ходатайству директора Придворных театров в Петербурге обер-гофмаршала А.Л. Нарышкина о при соединении к Петербургской дирекции Московского театра последний с 1 августа 1805 г. получил статус «Императорского» (несмотря на отсутствие собственного помещения) и оказался в ведении и подчинении Петербургской дирекции Императорских театров.
Руководство в Москве стало именоваться «Московской конторой Императорских театров». Надо сказать, что статус «директора» и статус «руководителя Главного театра на протяжении двух веков далеко не всегда совпадали. Управление Московским Императорским театром осуществляли три члена Конторы: управляющий и два его заместителя - по репертуару и по хозяйственной части. В состав управления входили также секретарь и казначей. Закон 1809 г. утвердил обязанности управляющего: «Управляющий отдает приказания по общем рассуждении с помощниками, которые при несогласии могут, не останавливая решения, представить свое мнение в контору Дирекции в Петербурге». В обязанности Московского управляющего входили:
а) надзор за точным исполнением должностей актеров, танцоров и музыкантов и всех лиц, в состав Московского театра входящих;
б) ведение всего прихода и расхода сумм;
в) наблюдение за всем хозяйством театра;
г) все хозяйство Театральной школы и устраиваемых Дирекцией маскарадов;
д) смотрение за верностью сборов и попечительство об умножении доходов от буфетов:
е) расположение репертуара сообразно выгодам театра и удовольствию публики;
ж) заботы об усовершенствовании гардероба и декораций, при должной бережливости в издержках на них». Обязанности же помощников состояли «в точном и рачительном исполнении всех распоряжений Управляющего.
3 апреля 1808 г. по 30 августа 1812 г. труппа дает спектакли специально для того построенном здании «Арбатского театра". Начальствующим над этим театром назначен В.А. Всеволжский, помощником по хозяйственной части - г-н Сухохудский, по репертуарной части - г-н Арсеньев. После войны 1912 г. театр смог возобновить спектакли только в 1814 г. Управляющим театром назначен А.А.Майков (в 1821-25 гг. - директор Императорских театров в Петербурге). Он приглашает в Главный театр танцовщиком выпускника Петербургской балетной школы Адама Глушковского, который с 1819 г. становится руководителем балетной труппы. свой запрос к Московскому генерал-губернатору Торусову о восстановлении сгоревшего Петровского театра А.А. Майков получает ответ: "Постройка отложена на неопределенное время».
Принципиально иное отношение к судьбе Московского Императорского театра было у князя Голицына. В Представлении Государю от 24 декабря 1821 года о возобновлении бывшего Петровского театра Московский военный генерал - губернатор Д.В. Голицын писал: императорский московский театр не должен бы, казалось, ни в каких частях уступать Санкт-Петербургскому, ибо оба они в столицах. Первый, однако ж, по штату Дирекции совершенно зависит от последнего». 1822 г. Московская контора была выделена из Дирекции и до 1826 г. находилась в непосредственном ведении князя Голицына. При нем высочайшим указом от 30 марта 1823 г. действительный статский советник, камергер и кавалер Федорович Кокошкин (драматург и переводчик) становится директором. Одновременно утверждением статуса директора Московского театра, Государь, по представлению Голицына, утвердил две должности членов Московской театральной конторы и назначил по репертуарной части коллежского советника г-на Арсеньева, по хозяйственной - титулярного советника г-на Загоскина. Высокое положение князя Голицына позволило ему многое сделать для укрепления организационной и творческой самостоятельности Главного театра, обеспечить его полную независимость от Петербургской дирекции.
Продолжение: Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45, Часть 46, Часть 47, Часть 48.