Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 44)
Начало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43.
ЕЩЕ РАЗ О «НАБУККО» И ЗАО «ПСК ТЕХКОМ»
В тендере на техническую разработку декораций С. Бархина к опере «Набукко» принимали участие шесть фирм, в числе которых были как российские, так и зарубежные производители декораций. Выбор пал на московскую компанию «ПСК ТЕХКОМ». Эта многопрофильная фирма в частности занимается проектированием, изготовлением и монтажом нестандартных изделий из металла и различных механизмов и устройств. «ПСК ТЕХКОМ» являет собой интеллектуальную базу конструкторских разработок, берет на себя роль организатора работ в реализации творческих замыслов. Компания существует более семи лет. Организация практического воплощения конструкторских разработок происходит в основном на базе Космического центра им. М.В. Хруничева с применением его высоких технологий. Интеллектуальные возможности фирмы, надежность производства ракетно-космической техники, плюс самые выгодные условия в заключение контракта и вывели «ПСК ТЕХКОМ» в победители тендера.
Перед фирмой стояла задача в течение полугода сконструировать и изготовить четыре самоходные платформы размером 7х7м с водруженными на них поворачивающимися башнями из металлических конструкций высотой до 10м каждая. По расчетам общий вес одной платформы в сборе должен был составить около 6 т (без учета 24-х человек расположенных на ней). При том платформа должна была легко и, практически, бесшумно передвигаться по сцене, имеющей уклон в сторону зала - 4%, она должна управляться и программироваться с пульта. При разработке системы управления необходимо было учитывать и динамику разгона-торможения платформ, так как для стоящих на них артистов не предусматривались поручни и ограждения. Внутрь вращающихся башен необходимо было подвести электропитание мощностью 10 кВт для работы световой аппаратуры. Задача усложнялась еще и тем, что башни-тяжеловесы должны были представлять собой быстро разбираемую и транспортируемую конструкцию.
При выполнении заказа такой сложности только на проектные работы требовалось более четырех месяцев. Специалисты «ПСК ТЕХКОМ» понимали, что это роскошь, которую они просто не могут себе позволить. Коллектив впрягся в работу, забыв об усталости и нормированном трудовом дне. Несколько раз в поисках очередного технического решения процесс как будто останавливался, изменялась концепция разработки, что приводило к радикальной переработке чертежей. Хочется отметить тот редкий случай, когда заказчик и подрядчик работали как единая команда на получение конечного результата.
Постоянные консультации с художником и режиссером, со специалистами Главного театра, имеющими огромный опыт в создании декораций, обеспечили своевременное решение поставленной задачи. Новые декорации позволили Сергею Бархину и Михаилу Кислярову мыслить символами, прорезывая полые стены с одной стороны вавилонской клинописью, с другой - еврейскими письменами, и, разворачивая их к публике, то так, то эдак, затягивая зрителей в библейский мир. Происходило своеобразное наращивание смысла. Грандиозные платформы стали грандиозными участниками постановки. С их помощью появилась возможность легко и быстро, а при подчеркнуто плавном движении, и незаметно для зрителя менять объем сцены, придавать нужную в данный момент геометрическую форму.
В быстром движении к залу декорации оптически резко сужают пространство между актерами и зрителем. Исполнители так называемого танкового балета феноменальным образом могут принять участие в создание уникальных светотеневых эффектов, не говоря уже о фокусировании внимания на конкретных действующих лицах и отдельных декорациях. В январе нынешнего года Москва впервые смотрела постановку оперы «Набукко» и впервые увидела такие декорации, в которых в металлоконструкции соединились воедино механика, электроника и автоматика. А впереди в Главном театре премьера оперы Прокофьева «Игрок».
Режиссер Александр Титель и художник Давид Боровский делают ставку на декорации, которые обеспечат новую динамику движения на сцене, доводя ее до живой эмоции. И перед «ПСК ТЕХКОМ» ставится новая задача - сконструировать и изготовить кольцевые декорации, максимальный диаметр которых составит 17 м, а максимальная высота до 7 м. Общий вес конструкции около 8 т. Декорации снабжены сложнейшей системой управления. Все движения декораций в процессе репетиций будут отлаживаться и заносится в компьютер для последующего последовательного воспроизведения задумок режиссера. Договор на изготовление декораций к «Игроку» был подписан в феврале, а уже в середине мая начались монтировки на сцене Главного театра. Фирма сделала весомый вклад в копилку достижений постановочных служб театра.
Анна Суспицына