menu-options

Досье - Главный театр - 225 лет (Журнал "Сцена", 2001 год), (Часть 46)

Иван ГрозныйНачало: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23, Часть 24, Часть 25, Часть 26, Часть 27, Часть 28, Часть 29, Часть 30, Часть 31, Часть 32, Часть 33, Часть 34, Часть 35, Часть 36, Часть 37, Часть 38, Часть 39, Часть 40, Часть 41, Часть 42, Часть 43, Часть 44, Часть 45

«Иван Грозный» балет на музыку С. Прокофьева в обработке М. Чулаки
Хореограф Ю.Григорович.
Художник С. Вирсаладзе
Постановка 1974-75 гг.

Оформление представляет собой единую динамическую установку в виде конструкции, напоминающей собой абсиды храма (алтарную часть), дополняемую теми или иными атрибутами оформления: живописными фонами, большим перемещающимся станком, колоколами. Абсиды выполнены в виде трех полых цилиндров высотой 14-М. С одной стороны цилиндр имеет аркообразный вырез. Повернутые этим вырезом и сторону зрительного зала, они создают интерьер церкви или тронного зала, повернутые цилиндрической частью - составляют архитектурный фон огромной площади. Цилиндрообразующие поверхности выполнены из черной декоративнообработанной сетки и тюля.

Освещенный спереди тюль непроницаем для всего, что за ним происходит, освещенный изнутри, - исчезает и как бы растворяется, раскрывая действие, происходящее за «тяжелыми» стенами. Технически эта единая динамическая установка собирается из трех образующих абсиды колес -двух боковых (диаметром каждое) и одного заднего, расположенного в центре сцены. Между собой горизонтально положенные на марках колеса соединяются трехгранными фермами из труб. Наружный обруч колеса абсиды посредством шести ферм-спиц соединяется с фланцами вращающейся вокруг неподвижной оси мощной втулки. К верхнему фланцу втулки прибалчивается поворотный шкив (барабан) абсиды. Соединенный со шкивом электролебедки клиноременной передачей, шкив абсиды обеспечивает ее вращение в ту или иную сторону. На неподвижные оси абсид сверху надеваются торцевые втулки трехгранных интервальных ферм - на каждую ось две втулки (2 фермы) одна на другую.

К фермам же крепятся и рамы электролебедки, каждая - к двум образующим угол фермам - к одной шарнирно, к другой через натяжное устройство, обеспечивающее необходимое натяжение клиноременной передачи. При помощи тросов индивидуальных подъемов абсиды поднимаются сначала на высоту, удобную для подвески сеток; образующих цилиндры абсид. Тогда же монтируются и другие составляющие: малые кружала и жесткие составляющие арок. После окончания этих работ абсиды поднимаются на нужную высоту. К цилиндрам-сеткам снизу подвешиваются циркульные составляющие, они же обеспечивают и форму цилиндров. Неравномерность загрузки абсид (арочный вырез) компенсируется добавлением на верхние составляющие (колеса) специальных грузов. Управление поворотом абсид осуществляется со специального передвижного пульта.

Шепелев Г. В., ст. механик сцены ГАБТ. Вып. 4, 1975 г.

«Игрок» С. Прокофьев
Режиссер Б. Покровский. Художник В. Левенталь
Постановка 1975 г.

Статика и динамика - вот два основных состояния, определяющих внешнюю форму спектакля. Сама рулетка - это обычный накладной круг, обрамленный неподвижным кольцом. И круг и кольцо расчерчены диагоналями и черточками как циферблат рулетки. Круг спроектирован традиционно. Но от его вращения требуется большая точность: от точности положений круга, от точности остановки зависит качество спектакля. Поэтому бесконечный тяговый канат не просто попадает на шкив лебедки, а обеспечивается тройной гарантией от проскальзывания, для чего в схему введен промежуточный шкив и двух ручейковый шкив лебедки. Уложенный на торцевые бобышки ферм бесконечный канат опускается в трюм, подается на блок противовеса, приподнятый ручной монтажной лебедкой.

Той же лебедкой груз опускается вниз, обеспечивая необходимое натяжение троса и необходимое сцепление с кругом. На большом круге устанавливаются два малых поворотных круга, также обрамленных неподвижными кольцами и расчерченных. Для этого на двух фермах большого круга смонтированы две поворотные пяты, посадочные станины которых имеют небольшую конусность. На эти станины насаживают втулки (с той же конусностью) металлоконструкции лебедок. Таким образом, между пятой и вращающейся на ней лебедкой обеспечивается фрикционная связь. При подключении лебедки, включается дифференциал, введенный в конструкцию лебедки, и вращаются два полувала с катками. Катки, вращаясь под нагрузкой по настилу большого вала, вращают малый круг, который также как и большой собирается из шести конструктивных ферм с катками, два из которых - ведущие. Фермы соединяются промежуточными рамками, покрываются щитами, застилаются половиками и обрамляются барьерами. К верхней пластине приварены шесть штырей для фиксации ферм, составляющих круг. В нижней - сделано отверстие, и снизу приварена посадочная втулка.

Втулка надевается на пяту машинной фермы, лебедка подсоединяется к электропитанию, идущему по этой моторной ферме к центральной опорной пяте большого круга. Таким образом, лебедка является частью малого круга и вращается вместе с ним. На специальной площадке-ферме собирается декорация комнаты героя. По четырем углам площадки сделаны узлы подцепки к вертикальным тросам, которые опущены со специально установленных над узлами площадки колосниковых блоков. С колосниковых блоков эти точно вымеренные и заплетенные тросы устанавливаются на траверсе индивидуального подъема с тяговой возможностью 1200 кг. Площадка поднимается на заданную высоту и опускается на большой круг на чистых переменах.

Шепелев Г.В., художник-технолог, главный механик сцен ГАБТ и КДС,Вып.5-197.

Продолжение: Часть 47, Часть 48.