"КОНСЕРВАТОРИЯ" (1966 год) (Часть 2)
Начало: часть 1
КОНСЕРВАТОРИЯ до 1917 года
ВВЕДЕНИЕ
ПЕРЕД ОТКРЫТИЕМ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
К середине прошлого столетия ясно обозначились успехи русского музыкального искусства, впервые получившего признание на мировой арене. Произведения М. И. Глинки были уже известны всем культурным людям; его достойным последователем и преемником проявил себя А. С. Даргомыжский; имена выдающихся русских артистов братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов стали называть в числе корифеев европейского пианистического искусства; заставил о себе говорить яркий талант М. А. Балакирева – композитора и пианиста; поднялось значение русской музыкальной критики в лице В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова и В. В. Стасова.
Искусство первого музыканта тогдашней России – Глинки – обладало огромной притягательной силой; оно имело значение и для тех времен и для будущего. Это понимали наиболее прозорливые современники Глинки. Уже после первого представления «Ивана Сусанина» в Петербурге (1836) Одоевский пророчески возвестил в печати о наступлении нового периода в искусстве – «периода русской музыки». Близкий к окружению Глинки литератор Н. В. Кукольник отмечал, что «Иван Сусанин» пробудил у русских чувство национальной гордости и что создание этой оперы было одной из причин прогресса музыкального образования в стране.
Особенно велико было воздействие Глинки на развитие русской критической мысли. Лучшие критические работы В. Ф. Одоевского, Н. А. Мельгунова, Я. М. Неверова, А. Н. Серова и В. В. Стасова были навеяны Глинкой, его произведениями и его эстетическими воззрениями.
От Глинки берет начало новый стиль исполнения в русской вокальной музыке, основанный на высокой художественности и «драматической правде». В плеяде замечательных певцов, воспитанных непосредственно Глинкой, мы находим О. А. Петрова, С. С. Артемовкого, Л. Я. Петрову-Воробьеву, А. П. Лодия, Д. М. Леонову.
Петербург того времени приобрел значение европейского музыкального центра. Здесь выступали крупные зарубежные исполнители – пианисты С. Тальберг, Клара Шуман, А. Дрейшок, Л. Мейер, А. Гензельт (навсегда оставшийся в России), скрипачи Уле Буллъ, А. Арто, Л. Вьетан, виолончелисты Б. Ромберг, А. Серве, певцы Д. Паста, Д. Рубини. В 40-х годах слушатели познакомились с игрой Ф. Листа, поразившего их величием своих художнических идей. Формируется отечественная исполнительская школа: талантливые исполнители-пианисты А. А. Герке, сестры Н. В. и В. В. Погожевы, Т. Н. Шпаковский, скрипачи Н. Д. Дмитриев-Свечин, Н. Я. Афанасьев, виолончелист Н. Б. Голицын выступают уже не только в столицах, но и в провинции и даже за рубежом.
Вопросы исполнительского искусства постоянно обсуждаются в прессе.
В высказываниях Глинки, Даргомыжского, Одоевского, Серова и многих других русских музыкантов красной витью проходит отрицательное отношение к салонному репертуару – всевозможным попурри, парафразам сомнительного качества, постоянно испил пившимся в так называемых «Больших вокальных и инструментальных концертах». Что касается симфонической и ораториальной музыки, то она звучала главным образом в концертах Филармонического общества, устраиваемых крайне редко (один-два раза в году).
К 30-м годам относятся попытки организации в Петербурге концертных обществ нового типа.
Наиболее устойчивым из них оказалось «Симфоническое общество», созданное в сезоне 1839/40 года благодаря инициативе группы музыкантов во главе с М. Д. Резвым. Концерты симфонического общества проходили сначала в зале Петербургского университета, затем в зале Певческой капеллы. За первые шесть лет работы общества им было дано свыше девяноста концертов, в которых прозвучали 174 симфонии, 120 увертюр и 15 «соло». В число авторов входили Гайдн, Моцарт, Бетховен, Вебер, Керубини, Мендельсон, Шуберт; русские композиторы почти не были представлены. Современники в общем положительно отзывались о художественном качестве этих концертов. Тем не менее в 1850 году вследствие материальных затруднений «Симфоническое общество» было ликвидировано,
Новое объединение под названием «Концертное общество» было организовано А. Ф. Львовым при деятельном участии А. Н. Серова, а также М. Д. Резвого, Мих. Ю. и Матв. Ю. Виельгорских, И. Ф. Ласковского, А. А. Герке.
Серов рассматривал «Концертное общество» как средство воспитания «вкуса к истинным красотам музыкального искусства». Концерты общества (по три в год) происходили в небольшом зале капеллы, вмещавшем всего четыреста человек. Зато качество концертов было выдающимся для того времени. В исполнении лучших петербургских оркестров и хоров публика слушала симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, оратории и кантаты Баха, Глюка, Генделя. Пресса особо отмечала исполнение Девятой симфонии Бетховена – четвертое по счету в Петербурге. Следует подчеркнуть, что «Концертное общество» продолжало свою работу и после открытия РМО.
Весьма популярными были также концерты, устраиваемые в Петербургском университете. Тогда одной из форм проявления общественной активности среди студенческой молодежи являлась музыкальная самодеятельность. Ее развитию в Петербургском университете способствовал тот факт, что с 1835 года здесь начал работать оркестровый класс. Первый публичный концерт студенческого оркестра состоялся 4 апреля 1842 года. В программу вошли: Симфония № 1 Бетховена, арии Глинки, концертные пьесы Гензельта и Мендельсона. Солистами были: певица А. Я. Билябина, виолончелист В. А. Кологривов, пианисты – студент М. П. Шулепников и любительница Н. А. Садольская.
С течением времени концерты университетского оркестра приняли регулярный характер, их бывало до десяти в сезон. Важное преимущество университетских концертов перед другими объединениями любителей состояло в пропаганде отечественной музыки. Здесь исполнялись многие романсы Глинки и его музыка к «Князю Холмскому», романсы и «Болеро» Даргомыжского, песни А. Е. Варламова, симфонии А. С. Гуссаковского.
В концертной практике первой половины XIX века существовала традация «русских концертов». Так, в концерте 15 марта 1850 года, организованном «Обществом посещения бедных» (одним из учредителей которого являлся Одоевский), прозвучали новые, еще не исполнившиеся произведения: «Камаринская», «Арагонская хота» и «Воспоминание о Кастилии» Глинки, увертюра к опере «Торжество Вакха» Даргомыжского и другие сочинения.
Русская музыка исполнялась также в концертах Филармонического общества. В частности, 1 апреля 1852 года в юбилейном концерте этого общества публика слушала «Камаринскую» Глинки.
Новые, более зрелые эстетические вкусы, новое направление в концертной жизни требовали соответствующих форм музыкального просвещения.
В России того периода обучение музыке имело весьма ограниченный радиус действия. Профессиональное музыкальное образование было рассчитано главным образом на «низшие» сословия и обычно возникало лишь в виде благотворительной акции или в силу потребности в кадрах для данного учреждения. В 30–50-х годах профессиональных музыкантов (хористов и оркестрантов) готовили только в Театральных училищах (Петербургском и Московском) и в Певческой капелле.
В 1839 году при капелле были организованы инструментальные классы, которые проработали до 1845 года и вторично открылись в 1859 году. Вначале они предназначались для юных певчих, «спавших» с голоса. Позже сюда стали также принимать «вольноприходящих» учеников, для которых была установлена сравнительно невысокая плата за обучение – пятьдесят рублей в год. Бывшие певчие готовились стать профессиональными работниками, в основном оркестрантами; «вольноприходящие» учились «для себя». Пестрый состав учащихся сильно мешал работе классов. Однако по сравнению с прежними классами здесь значительно большее внимание стало уделяться общемузыкальному развитию учащихся. В связи с этим были открыты фортепианный класс и – впервые в истории русских ученных заведении – класс сочинения. После трех лет обучения лучшие учащиеся шли в Петербургскую консерваторию, открывшуюся в 1862 году. Таким образом, инструментальные классы выполняли функции среднего учебного заведения.
Своеобразными центрами подготовки учительниц фортепианной игры являлись также и женские институты. Основным стимулом подготовки было желание получше «устроить судьбу» институток. Музыкальное образование в институтах носило на себе печать замкнутости, связанной со спецификой обстановки в закрытых учебных заведениях.
Продолжение: часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34