menu-options

"КОНСЕРВАТОРИЯ" (1966 год) (Часть 13)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12

 

консерваторияРепертуар московских симфонических концертов почти полностью зависел от воли и инициативы руководителя оркестра. Рубинштейн исполнил со своим оркестром огромное количество произведений русской, зарубежной, классической и современной музыки, постоянно обновляя программы.
Обычно его концертные программы состояли из двух-трех крупных вещей – симфонии, концерта, частей кантат или отрывков из опер и нескольких небольших пьес.
Невозможно перечислить со всеми подробностями программы, исполненные в Москве за описываемые двадцать лет деятельности Н. Рубинштейна-дирижера. Назовем лишь самое значительное и новое: из произведений Бетховена – все симфонии и все симфонические увертюры, концерты для фортепиано и для скрипки, фантазия для фортепиано и хора с оркестром, отрывки из мессы до мажор; из сочинений Моцарта – ряд симфоний, в том числе соль минор, ми-бемоль мажор и до мажор, оперные увертюры, арии и сцены, отдельные номера из Реквиема (а в 1873 году весь Реквием полностью); многие симфонии и отрывки из ораторий Гайдна; кантаты И. С. Баха, отрывки из мессы си минор и «Страстей по Матфею»; отдельные эпизоды из ораторий Генделя; все симфонии и концерты Шумана, музыка к «Манфреду», отрывки из его «Реквиема Миньоны» и «Странствования Розы», оратория «Рай и Пери» и сцены из «Фауста»; все симфонии, увертюры «Гебриды», «Мелузина», «Рюи Блаз», отрывки из ораторий Мендельсона; «Неоконченная симфония», музыка к «Розамунде», симфония до мажор Шуберта. Широко представлены сочинения Берлиоза: «Фантастическая симфония», «Гарольд в Италии», «Ромео и Юлия», отрывки из «Осуждения Фауста», увертюры «Тайные судьи», «Король Лир», «Корсар», монодрама «Лелио», «Реквием», отрывки из «Детства Христа» и оперы «Троянцы»; Листа: обе симфонии – «Фауст», «Данте» и симфонические поэмы «Тассо», «Венгрия», «Праздничные колокола», «Мазепа», «Битва гуннов». Довольно часто встречается имя Вагнера: увертюры из «Тангейзера», «Моряка-скитальца» и «Мейстерзингеров», вступления к «Лоэнгрилу», «Тристану», а также эпизоды из «Кольца нибелунга». Из произведений новой зарубежной музыки были исполнены также Первая и Вторая симфонии, концерт ре минор, отрывки из «Немецкого реквиема», «Песнь судьбы», «Серенада» для оркестра Брамса; сюита «Арлезианка» и симфония «Родина» Бизе; Вторая симфония и пьеса «Парижский карнавал» Свендсена.
Видное место занимают в программах Н. Г. Рубинштейна произведения русских композиторов. Более всего он ценил Чайковского, все симфонические сочинения которого, написанные до 1880 года, впервые были исполнены под управлением Рубинштейна. Он был замечательным интерпретатором «Франчески да Римини», Второй и Четвертой симфоний, Первой сюиты. Н. Д. Кашкин, наблюдая за совместной деятельностью композитора и исполнителя, отметил удивительное проникновение Рубинштейна в музыку Чайковского. «Между ними, – писал Н. Д. Кашкин, – образовался род взаимодействия: исполнитель своим талантом влиял на композитора, а композитор в свою очередь полетом своего вдохновения воодушевлял исполнителя, так что они роднились как-то в художественном отношении между собой, и Рубинштейн как бы сделался истолкователем и провозвестником идей Чайковского».
Музыка Глинки занимает почетное место в симфонических программа Н. Г. Рубинштейна с первого же его концерта в 1860 году. Постоянно исполнялись увертюры к «Руслану», к «Князю Холмскому», «Камаринская» и обе «Испанские увертюры», «Вальс-фантазия», хоры и сцены из «Ивана Сусанина». Игрались произведения Даргомыжского «Казачок» и «Чухонская фантазия», увертюра и сцены из «Русалки», сочинения Серова, Алябьева; симфонии №№ 2, 3, 4, 5, концерты для разных инструментов, симфонические поэмы «Иван Грозный» и «Дон-Кихот» А. Рубинштейна. Также было представлено, хотя, может быть, и недостаточно, творчество молодых петербургских композиторов: «Увертюра на русские темы», «1000 лет» и «Чешская увертюра» Балакирева, «Скерцо» Кюи, «Антар», «Садко» и Третья симфония Римского-Корсакова, Богатырская симфония Бородина.
В программах симфонических собраний в Москве, наряду с ценными художественными произведениями, были и малозначительные. Это – большей частью концерты и концертные пьесы, исполнявшиеся московскими и приезжими солистами: концерты Вьетана, Бруха, Гольтермана, Серве, пьесы Раффа, Грюцмахера, Шпора и других.
Н. Рубинштейн чрезвычайно заботливо относился к интересам публики и стремился в каждом из собраний выпустить какого-либо талантливого солиста: Ф. Лауба, Б. Космана, Иосифа и Генрика Венявских, Антона Рубинштейна, К. Клиндворта, А. Есипову, В. Фитценгагена, И. Гржимали, А. Бродского, Г. Шрадика, артистов Главного театра. Иногда в программах мелькало имя даровитого ученика консерватории, которому поручалось ответственное выступление. Играли пианисты Л. Зограф, С. Танеев, скрипачи А. Николаев в С. Барцевич, виолончелист Л. Брандуков, пели Е. Кадмина, В. Байкова, М. Климентова и другие молодые певцы и певицы, еще не покинувшие консерватории. Так воспитывались молодые артистические кадры.
Московское отделение РМО в отчете за 1880/81 год охарактеризовало исполнительский облик Н. Г. Рубинштейна следующими словами: «Симфонические собрания под его управлением стали быстро образцовыми как по исполнению, так и по программам, обнимавшим весь классический и новейший репертуар. Публика не боялась серьезного направления концертов, ее сочувствие к ним все росло... В своем исполнении – в оркестре и на фортепиано – он являлся творческим художником, вносившим свое личное представление об исполняемом произведении. Его воображение открывало и нем нередко стороны, не замеченные другими; его полный жизни и огня темперамент сообщал исполнению редкую образность и увлекательность. С помощью этих свойств таланта, одинаково действовавших на слушателей и на исполнителей в оркестре, ему удалось не только ознакомить публику с образцовыми произведениями музыкального искусства, но и заставить оценить их по достоинству».
Почти до самой смерти, уже будучи тяжело больным, Н. Рубинштейн посвящал все свое время любимым детищам – консерватории и оркестру РМО. Есть свидетельства о том, что незадолго до последнею отъезда в Париж он высказывал мнение о необходимости ряда преобразований в работе консерватории. Вероятно, перед ним стояли широкие задачи на пути перехода консерватории в подлинное высшее учебное заведение. Эти планы остались невыполненными. Преждевременная смерть его 11 марта 1881 года в Париже, на сорок шестом году жизни, поразившая всех своей неожиданностью, была тяжким ударом для консерватории и всего дела русского музыкально-профессионального образования.
После смерти Н. Г. Рубинштейна на заседании Московской дирекции РМО был предложен ряд мер по увековечению его памяти. Большинство их не было реализовано. Однако выдающемуся русскому музыкальному деятелю, первому директору Московской консерватории, были воздвигнуты два прекрасных и вечно живых памятника, существующие в веках. Это – «Трио памяти великого художника» Чайковского и кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева.

 

Продолжение: часть 14часть 15, часть 16, часть 17часть 18, часть 19, часть 20часть 21, часть 22, часть 23, часть 24часть 25, часть 26, часть 27часть 28, часть 29, часть 30, часть 31часть 32, часть 33, часть 34