menu-options

У порога великой эпохи. Часть 6.

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5

 

У ПОРОГА ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ
Нина ВЕЛЕХОВА

У порога великой эпохиНевозможно забыть эту сцену: вся дальнейшая линия драматургии не может ее превзойти. Анна Николаевна — Пашенная — поднялась на огромную трагедийную высоту, когда говорила: «Да, я узнаю его. И хотя, кажется, что много лет прошло с нашей последней встречи, — это он». В самом деле — она узнавала настоящую душу своего сына. Такой «семейный» конфликт поднимался до силы шекспировского гения. Глаза Федора — Н. Соловьева горели, как два огня; актер он был замечательный, в эту роль вложил всю свою любовь к человеку и все понимание грандиозности идей, которым служили люди, подобные леоновскому герою. Думаю, что и Провсадовский — Таланов и С. Межинский — Фаюнин и Д. Павлов — Колесников сыграли здесь едва ли не лучшие свои роли; во всяком случае, талант актера необычайно обогащался в «Нашествии», как во всех пьесах глубокого и мощного леоновского таланта.

Необыкновенное сочетание народной простоты и поэтической сложности было в языке леоновских драм. И Малый театр сливал с ним свое искусство слове, свое знание народной речи. Нельзя представить себе реальное развитие мастерстве актеров Малого театра вне спектаклей Леонида Леонова. Поэтому мы остановимся и на «Волке», поставленном И. Судаковым.

Значение работ этого режиссера было очень велико в истории советского Малого театра. Одна из сильнейших его постановок — «Волк». Написанная прекрасным, глубоко русским и динамическим языком пьеса «Волк» («Бегство Сендукова») затрагивала острые и драматичные стороны взаимоотношений внутри общества и семьи. Эти вопросы не ограничивались узкоинтимными рамками и честными мотивами; проблема советской морали поднималась в пьесе Леонова до высоты социальной проблемы. Пьеса ставила на обсуждение вопрос доверия к человеку, Правды в отношениях людей..

В другом плане этическая сторона взаимоотношений людей в социалистическом обществе освещалась в такой, например, пьесе, как «За тех, кто в море» Б. Лавренева. Лавренев написал пьесу строгую и логически четкую. Требовательность к себе, самоограничение, превосходство чувства долге над личными эмоциями эти мотивы звучали в его основном конфликте. Боровского в этом спектакле выразительно и сильно играл М. Царев, Максимова — мягко и лирично — Н. Анненков, Горелову — Е. Гоголева.

Общественный долг и гражданская совесть, партийная дисциплина и верность служения стране выделяются и в романтическом спектакле «Иван Рыбаков» Виктора Гусева, поставленном Борисом Равенским. Невольно проводя нить к более ранней пьесе того же автора — «Славе», мы находим в «Иване Рыбакове» углубление и трагическую силу зрелого понимания подвига. Но и «Слава», поставленная до войны и только предвещающая героическую силу противостояния советского человека, не может быть снята со счета. Там играли Н. Анненков и В. Лепштейн, здесь, в «Иване Рыбакове» — В. Хохряков, Б. Бабочкин, Н. Рыжов и молодой В. Коршунов. Спектакль продолжал героико-романтическое направление в театре; рядом с ним росла и развивалась его бытовая линия, с мягким юмором и наблюдательностью поддержанная в пьесе А. Софронова «Московский характер». В этом спектакле, где великолепно играли Е. Шатрова, Е. Гоголева и Ф. Григорьев, проходила ненавязчиво и мягко мысль о важности общественного начала а жизни настоящей личности в каждый момент, пусть самой обыденной и ежедневной деятельности человека. Символика пьесы определялась в ее названии: определение «московский характер» не позволяло читать конфликт пьесы как частность. В пьесе было осмысление становления характера и натуры советского человека.

 

Продолжение: часть 7часть 8часть 9