menu-options

Театр им. Маяковского (Часть 10)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9

 

«Первая Конная» была, по существу, первой пьесой молодого писателя Вишневского, участника Октябрьской революции,о театре Маяковского 27 пулеметчика буденновской армии, военного моряка. Написанная по заказу Политуправления Красной Армии для открытия Центрального театра Красной Армии, она стала значительным явлением советской драматургии, свидетельством рождения яркого, неуемного таланта.
Вишневский рассказал в своей пьесе о мужестве бойцов Первой Конной, командиров и комиссаров, об их святой ненависти к врагам, об их преданности идеям революции. Пьеса была страстным и темпераментным рассказом очевидца и участника событий; он прямо и непосредственно обращался к зрителям и призывал сохранить память о героях, помнить о грядущих боях. Высокий эмоциональный накал потребовал яркой и необычной формы. По существу, пьеса представляла собой взволнованный монолог Ведущего (его автор определял так: «наша совесть, наша память, наше сознание, наше сердце»), в который вторгались тридцать шесть эпизодов-картин.

«...Все, что искалось нами в ходе работы над пьесой, формировало стиль спектакля-оды: о театре Маяковского 28обобщенность формы, стремительный ритм, быстрая смена картин, отсутствие полутонов и нюансов, яркость контрастов, полярные образы Сысоева и офицера, публицистический темперамент Ведущего, гигантские масштабы конфликта – героики и предательства, свободы и рабства, света и тьмы» – так излагал свой замысел режиссер. В спектакле патетика существовала не как стилевой прием, а как высокий эмоциональный взлет, рождавшийся из эпизодов и картин, насыщенных подлинной, достоверной жизнью.
Коллектив театра отнесся к подготовке этого спектакля с огромной ответственностью и энтузиазмом – в нем были заняты лучшие актеры, в помощь постановочной группе была создана специальная комиссия из бывших конармейцев.
Дикий, в прошлом солдат-фронтовик, участник первой мировой войны, с огромной силой показал жестокий быт царской армии, окопные будни. Не только драматургический материал, но и собственные впечатления питали фантазию режиссера, когда он с такой беспощадностью воспроизводил в эпизоде «Казарма» муштру и издевательство, царившие в старой армии. Казалось, его острая ненависть к прошлому вдохновляла М. Астангова и И. Агейченкова, создавших образы злобного и циничного офицера и тупого вахмистра.
С любовью рисовал Дикий быт конармейцев. Одной из лучших сцен стал эпизод «На отдыхе», где рассказ бойца в исполнении Д. Орлова, искрился настоящим народным юмором.
Постепенно из общей массы бойцов режиссер выделял героя спектакля. Он один имел собственноео театре Маяковского 29 имя – Иван Сысоев. Вместе с молодым актером А. Лукьяновым Дикий старался внимательно и последовательно раскрыть рост сознания Сысоева, проследить его путь от солдата драгунского эскадрона до командира Первой Конной.
Едва ли не с документальной точностью были поставлены все батальные эпизоды спектакля; при этом режиссер пользовался лаконичными театральными средствами, образными деталями. Мастерски выстраивал он многолюдные массовки – Дикий знал впечатляющую силу воинского строя и неудержимого взрыва атак.
Гражданский темперамент режиссера оказался сродни темпераменту драматурга.
Спектакль «Первая Конная» был отмечен чертами подлинного творческого новаторства. И вместе с тем он впитал в себя все лучшее, что было в предыдущих работах Театра Революции, – публицистическую страстность, динамику действия, обобщенность сценических форм, значение массы как смыслового и эстетического элемента, агитационную направленность.
Спектакль имел большой и заслуженный успех. Необходимо было идти дальше, не теряя взятую высоту. Но театр по-прежнему нуждался в большом художнике, который возглавил бы коллектив. И тогда дирекция театра обратилась к А. Д. Попову с просьбой взять на себя художественное руководство Театром Революции.
«Я решил не торопиться с этим вопросом и в свою очередь предложил театру взаимно познакомиться сначала на одной постановке. Быстро договорились, что осенью я буду ставить пьесу Погодина «Поэма о топоре», – вспоминал потом Попов.
Это было накануне сезона 1930/31 года, сезона, которому предстояло стать переломным в творческой биографии театра.

 

Продолжение: часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27