menu-options

Театр им. Маяковского (Часть 17)

Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16

 

Сезон 1936/37 года завершал спектакль «Последние». Пьесу М. Горького ставил М. Штраух с режиссерами В. Ключаревым, Ю.Театр Маяковского 1 Глизер и И. Агейченковым. Основное внимание они сосредоточили на социальном и общественном конфликте. В спектакле было немало интересных актерских работ: Иван Коломийцев – Г. Музалевский, Софья – А. Волгина, Надежда – С. Альтовская, нянька – Н. Иванова, Петр – Н. Баташов, Лещ – Г. Кириллов и в особенности Александр – В. Латышевский.
В мае 1937 года художественным руководителем театра был назначен большой мастер советской режиссуры Н. В. Петров.
Страна готовилась торжественно отметить двадцатилетие Октября. Центральный Комитет ВКП(б) обратился к советским писателям с призывом создать литературные произведения о важнейших событиях истории Советского государства и партии большевиков. Был объявлен конкурс на лучшую пьесу, в которой должна быть отображена историческая роль В. И. Ленина – вождя и организатора пролетарской революции. В результате появилось несколько пьес, в которых была предпринята попытка создать образ В. И. Ленина; наиболее интересными и значительными среди них оказались «Человек с ружьем» Н. Погодина и «Правда» А. Корнейчука. Пьесу Погодина включил в репертуар Театр имени Евг. Вахтангова, а Корнейчук по просьбе Петрова передал свою пьесу Театру Революции.
События пьесы начинались летом 1917 года на маленькой станции в украинской степи и завершались в Смольном на II съезде Советов.
В пьесе не было сквозного сюжета, она представляла, скорее, серию масштабных развернутых картин, сценических зарисовок историко-хроникального и жанрово-бытового характера. Но эти сцены объединяла атмосфера революционной романтики, ею было проникнуто все произведение.
Ленин появлялся в пьесе дважды – в предпоследней картине, в самый канун штурма Зимнего, и в финальной сцене, где он произносил знаменитую речь о победе Октябрьской революции.
Роль Ленина была поручена М. Штрауху. Прежде чем приступить к непосредственной работе над образом, артист показал режиссеру эскиз, пробу.
«...Всех нас как бы обожгло то, что произошло на сцене. Из прихожей быстрой походкой вышел Ленин, задержался несколько секунд около стола, что-то взял со стола и так же стремительно ушел в дверь, ведущую во внутренние комнаты. Как молния мелькнул образ, созданный Штраухом. На первой же пробе Штраух завоевал безусловное право работать над образом Ленина. Он не просто показал грим и костюм, он показал действенный фрагмент будущего образа и этим театр Маяковского 2одержал большую победу», – так писал впоследствии Н. Петров.
Только после этого показа приступает артист к работе над ролью. Он принимается за изучение ленинских трудов, книг о Ленине, перечитывает воспоминания современников. Стремление проникнуть в сущность образа, выразить его основополагающие черты явилось наиболее верным и плодотворным путем овладения ответственной ролью и обеспечило впоследствии творческую победу артиста.
С особым вниманием отнесся Штраух к работе над внешним обликом Владимира Ильича. Он изучает материалы Музея В. И. Ленина, всматривается в скульптуры и картины, фотографии и кинокадры, по крупицам отбирая каждую черточку, каждый жест, в них он ищет прежде всего выражение ленинского характера: резкий поворот головы или сжатый кулак помогают ему ощутить внутреннюю энергию и волю Ленина. Штраух отказывается от копирования известных поз – пластика артиста была свободной, органичной и убедительной.
С громадным упорством работает Штраух над речью: по многу часов подряд вслушивается он в записи ленинских выступлений, стремясь уловить не только особенности интонаций и произношения, но и движение мысли, эмоциональную окраску слова. Он добивается почти точной передачи речи Ленина.
По режиссерскому замыслу, первое появление Ленина обставлялось торжественно: он входил, окруженный толпой красногвардейцев, под крики «ура». Артист предложил построить эту сцену иначе. Ленин появлялся в аппаратной Смольного стремительно, так что никто из присутствующих сразу и не замечал его, подходил к телеграфисту и нетерпеливо просматривал поданную телеграмму. Собранный и целеустремленный, он требовал сводки об отрядах, посланных на штурм Зимнего, задавал короткие и точные вопросы. Его жесты были четкие и энергичные, никакой суетливости, ни одного лишнего движения. Появлялся отряд рабочих, и, пожимая руку командиру, Ленин узнавал в нем делегата I съезда Советов Кузьму Рыжова (артист А. Щагин) – в эти напряженные минуты Ленин успевал сказать несколько теплых слов питерскому рабочему о его интересном выступлении на съезде. Кузьма знакомил Ленина с украинским крестьянином Тарасом Голотой (И. Агейченков); Ленин усаживал Тараса рядом с собой: «Что на Украине? Как живут у вас на селе?» Внимательно выслушивал ответ и звонко, радостно вскрикивал: «Правильно!.. С ними можно весь мир перестроить!» (Кстати, эта сцена была расширена автором по просьбе Штрауха.) Когда Голота просил записать его в партию, Ленин быстро вынимал блокнот и, держа его на колене, писал рекомендацию.

 

Продолжение: часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27