menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Введение. Часть 2

Центральный детский театр 1936-1961На Первом Всероссийском съезде по семейному воспитанию (1913), в докладе, посвященном театру для детей и юношества, констатировалось: «...потребность в детском театре, несомненно, существует, и она непрерывно растет. Идея детского театра завоевывает все больше и больше сторонников... вопрос о создании театра для детей назрел». Газета «Раннее утро» приводит слова А. И. Южина: «Театр постоянный для учащихся необходим, и потребность в нем давно назрела... Воспитательное значение такого театра огромно». Та же газета сообщала: «К. С. Станиславский давно мечтает о детском театре. Не раз он говорил, что хороший детский театр может иметь огромное воспитательное значение».

Настойчивое желание перейти от слов к делу явствует из постановления по детскому театру Первого Всероссийского съезда деятелей народного театра (1915-1916): «В целях художественного развития детей необходимо повсеместное учреждение специальных театров для детей. Театр для детей должен быть учреждением постоянным и содержаться за счет городских и земских общественных учреждений, как один из видов внешкольного образования... Проводя общечеловеческие идеи добра, правды и красоты, театр для детей должен иметь право пользоваться языком всех национальностей».

Мечты о создании специальных театров для детей приобрели реальное очертание лишь после свершения Великой Октябрьской революции. В этом есть своя принципиальная закономерность.

«Мы ввели и упрочили Советскую республику, новый тип государства, неизмеримо более высокий и демократический, чем лучшие из буржуазно-парламентарных республик, — писал В. И. Ленин. — Мы установили диктатуру пролетариата, поддержанного беднейшим крестьянством, и начали широко задуманную систему социалистических преобразований».

Бурно и стремительно шло строительство нового, социалистического государства. Коренные перемены, происходившие во всех областях общественной и экономической жизни страны, ощутимо сказывались и в отношении к детям.

Н. К. Крупская, посвятившая много времени и труда вопросам народного образования, писала: «С глубоким уважением относились Маркс, Энгельс, Ленин к ребенку как к таковому. В детях видели они будущее. Так смотрят, так должны смотреть на ребят все коммунисты».

Под детские дома предоставляются особняки и усадьбы, дети трудящихся снабжаются продовольствием и бесплатной одеждой, детский вопрос входит в ведение председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского.

В резолюции VIII съезда РКП(б) «в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм», намечался ряд специальных мероприятий: проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет, создание сети дошкольных учреждений — яслей, садов и т. п., полное осуществление принципов единой трудовой школы, с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола, снабжение всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства, подготовка новых кадров работников просвещения.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.