menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Введение. Часть 8

Центральный детский театр 1936-1961Наука изучения зрителя-ребенка с точки зрения особенностей его восприятия, запросов, интересов — нова. Необходимость в ней возникла вместе с рождением первых театров для детей. С изучения детского зрителя начали свои первые шаги Краснодарский театр для детей, московские детские театры, Ленинградский ТЮЗ.

Детский зритель очень эмоционален и непосредствен в своем отклике на сценическое действие. Реакция детей стремительна и может быть очень неожиданна. Нередко в самых драматических местах в зале раздается смех, и надо обладать немалым опытом работы с детьми, чтобы понять, что за смехом скрывается активное нежелание обнаружить слезы и боль, вызванные сценическими событиями. Можно привести множество примеров реакции детского зала, не только вызывающей недоумение, но порой и пугающей людей несведущих.

В пору становления ТЮЗов, в унисон с проповедью их обособленности от других советских театров, говорилось и о резком отличии восприятия и запросов взрослых зрителей и детей и подростков, о необходимости в связи с этим особого искусства актеров детского театра. Подобные утверждения вели искусство детского театра к примитиву, к измельченности тематики его репертуара. В наши дни бытует другая крайность. Ее сторонники, апеллируя к существенным изменениям, происшедшим в нашей жизни, склонны сократить Дистанцию, существующую в восприятии театрального зрелища детьми и взрослыми.

Наши дети живут в дни космических полетов и сами мечтают о них. Все, что происходит в стране и за рубежом, находится в их поле зрения. Телевизор, прочно вошедший в быт современной семьи, расширяет политический горизонт, обогащает знаниями в различных областях современной жизни, нередко опережая необходимые Для детского возраста познания. Но это нисколько не мешает подросткам с захватывающим интересом читать Жюля Верна и Дюма, а их младшим товарищам наслаждаться сказками и чудесными историями, а в своем театре взволнованно следить за приключениями Тома Сойера и тревожиться за юного революционера Гаврика и сына полка Ваню Солнцева.

Может быть, в наши дни уже ни один детский театр не получит письма, по тексту близкого посланию, адресованному в Московский театр для детей несколько десятилетий тому назад: «Здравствуйте, страус! Скажите, вы настоящий страус или сделаны из человека?» Но дети 60-х годов с тем же ожесточением, как два десятилетия назад их мамы и папы, придя на «Сказки» Маршака в Центральный детский театр, громким криком будут предупреждать растяпу петуха о приближении лисы. Разумеется, первоклассники отлично знают — никакой Бабы-яги и Змея Горыныча не существует. Но в театре они верят всему. Они будут, затаив дыхание, следить за претворением злых замыслов Бабы-яги и ликовать, шумно и радостно, по поводу их провала. Уже в этом столь активно выражаемом сочувствии добру таится огромная воспитательная эффективность детского театра.

Н. И. Сац на основе долголетнего опыта приходит к выводу — дети «...чувствуют себя активными участниками события, происходящего на их глазах на сцене. Мысль и сердца маленьких зрителей горячо воспринимают эти события, и достаточно малейшей несправедливости там, на сцене, — весь зрительный зал встанет на защиту обиженного».


 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.