menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Введение. Часть 10

Центральный детский театр 1936-1961И. М. Москвин, возобновляя в 1936 году на сцене МХАТ им. М. Горького «Синюю птицу» М. Метерлинка, в своем обращении к исполнителям подчеркнул, что этот спектакль для детей должен быть сделан на уровне лучших постановок Художественного театра.

В музее Московского Художественного Академического театра им. М. Горького хранится написанный рукой К. С. Станиславского черновик письма, адресованного Первому детскому фестивалю искусств. Письмо примечательное, привожу его полностью:

«Вспоминая свое детство, мы вновь чувствуем ту великую радость, на всю жизнь потрясение первого детского впечатления от театрального волшебства, которым представляется наше искусство. В этот момент у детей вскрываются тайники их творческой силы (инстинкта или дара). Как мы должны быть счастливы и как мы должны гордиться и дорожить этой новой прекрасной миссией, дарованной нашему искусству, и как ей служить. Участники предстоящего спектакля должны быть горды и счастливы участвовать перед тысячью юных зрителей.

Надо играть особенно хорошо в эти дни, так как артисты доставят будущим молодым деятелям первую в жизни многих из них великую детскую радость, которая не забудется до старости.

От души приветствую прекрасное начинание партии по организации детского фестиваля.

Большая радость для артистов доставить юной аудитории великую детскую радость.

На спектакле МХАТ СССР им. Горького, который устраивается 3 января 1936 г., — "Пиквикский клуб" артисты будут играть с особенным удовольствием перед самыми благодарными, отзывчивыми и экспансивными зрителями.

От души приветствуем новое полезное и мудрое начинание нашего правительства — Первый детский фестиваль и всех его участников».

Стали хрестоматийными слова Станиславского, высказанные в беседе с руководителем Ленинградского Нового ТЮЗа Б. В. Зоном, что в театре для детей надо играть совершенно так же, как и в театре для взрослых, но еще чище и лучше .

В архиве А. А. Брянцева сохранилась интересная запись: «К. С. Станиславский убежденно сказал, что играть для детей надо так же хорошо, как для взрослых, и даже лучше. Мы сказали "прозрачнее". Прозрачнее — это значит: убедительнее, острее. Многие... не понимают термина "прозрачнее", думая, что это синоним примитива. Это неверно. Прозрачнее значит яснее, четче, без излишних приукрашений и туманностей».

Истинная специфика советского театра для детей не только выявлена и четко сформулирована ветеранами тюзовского движения, она подкреплена практической деятельностью театров для детей, оставившей отчетливый след в истории советского театрального искусства и советской педагогики.

Детский театр — театр педагогический. В специфике его педагогических задач таится его смысл и великая сила. «Артист детского театра — воспитатель по самому своему призванию, — справедливо утверждает актриса В. А. Сперантова. — Его долг, его миссия — бережно и терпеливо, любовно и заботливо обогащать своих юных зрителей мыслями, ведущими к великой цели».

Понимание детской аудитории, бережное внимание к ее реакции, умение найти пути к сердцу и разуму зрителей, способность художника мыслить как педагог составляет отличительное свойство актера и режиссера детского театра. Эта истина, открытая несколько десятилетий тому назад, на заре возникновения первых детских театров, получила общее признание и подтверждение в практическом опыте и зарубежного детского театра.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.